Размер шрифта
-
+

Италия. Враг поневоле - стр. 3

Главным теологическим спором между церквями стал догмат об исхождении духа святого. Никейский «Символ веры» утверждал, что дух святой исходит только от Бога-Отца, первого лица троицы. Римская церковь стала настаивать о его исхождении от отца и сына. Это добавление было сделано в 589 г. на третьем Толедском соборе, а затем закреплено при Карле Великом Аахенским синодом в 809 г. Восточная церковь осудила это добавление как ересь. В вину латинянам она также вменяла учение о «благодати», запас которой якобы создавался деяниями святых, что давало возможность западной церкви за счет него отпускать грехи через продажу специальных грамот – индульгенций.

Истории раскола церквей посвящены десятки, если не сотни монографий, изданных в Европе и России в XVIII–XXI веках. К ним я и отсылаю читателей, интересующихся деталями споров пап и патриархов.

На мой взгляд историка – это был спор хозяйствующих субъектов, или, как говорит сатирик Михаил Задорнов: «Всё из-за бабок».

К сожалению, никто из историков не посчитал, какие суммы в VII–X веках взимал со своей паствы в Западной Европе престол святого Петра. Это была и папская десятина, и «динарий св. Петра», оплата различных папских документов, прокурации, то есть сборы в случае проведения папских расследований. Огромные суммы шли за папский арбитраж в спорах монархов и т. д. Наконец, в VIII–XVI веках симония, то есть торговля церковными должностями, была установившейся традицией, скорее даже – неписаным законом. Сохранилась грамота папы от 1345 г., в которой он милостиво освобождает от десятины население Гренландии «из-за терпения ими лишений». К этому времени там оставалось всего несколько человек, но и они вскоре умерли.

Замечу, что сбор налогов папы передоверяли большим банкирским домам Сиенны и Флоренции. Это было удобно престолу святого Петра и позволяло итальянским банкирам сколачивать сказочные состояния.

Любопытный нюанс: почему у католиков целибат, а православные священники перед тем, как получить приход, обязаны жениться. Вспомним грозные постановления московских соборов XVI века – «Вдовым попам не служить». Уверен, что 99 % читателей считают, что сие связано с различием взглядов на мораль и нравственность. Ничуть! Дело опять в деньгах.

В VI–X века в Западной Европе имелись сотни женатых попов, были и женатые епископы. Однако Рим настоял на целибате. Ведь католический епископ как феодал имел куда больше прав и привилегий, чем православный епископ. И если им позволить иметь законных жен, то тогда появились бы и законные дети, которым отцы стремились бы передавать и епископию, и нажитые богатства.

Страница 3