История зеркал. От отражения в воде до космической оптики - стр. 8
Многие поколения наших предков свято верили в существование василисков. Кто знает, быть может, эти сверхъестественные существа скрываются в недрах земли и ждут своего часа? Можно лишь посоветовать путешественникам, коим придётся пересекать пустыню, не посещать ради любопытства тёмные и глубокие пещеры.
Победить чудовище можно было только одним способом – при помощи зеркала: увидев свое отражение, василиск мгновенно погибает.
Еще одно необыкновенное существо, порожденное средневековой фантазией, – саламандра. По представлениям алхимиков, саламандра живет в пламени, не страдая от его жара и не сгорая. Она считалась духом огня и хранителем тайны философского камня, способного даровать вечную жизнь и превращать в золото все что угодно. Чтобы подчинить себе саламандру, следовало при помощи особой системы зеркал направить на нее свет.
Как мы видим, в мифах и преданиях прошлого зеркало имело большое значение и выполняло функции чудесного помощника.
А вот «зеркало Архимеда» имеет уже не столь мифологическую природу, хотя достоверность самого факта сожжения вражеского флота с помощью «луча смерти» ставится под сомнение. Традиционно считается, что в битве под Сиракузами греческие воины использовали придуманный Архимедом способ поджечь корабли противника, направив на них отраженные от щитов солнечные лучи.
В иконографии Запада зеркало нередко изображалось в руках развращающей человека обольстительницы-сирены. Иногда зеркало символизировало высокомерие, тщеславие, гордыню, самолюбование, что, вероятно, берет начало в широко известном древнегреческом мифе о Нарциссе.
Сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы Нарцисс был юношей невыразимой красоты, но он никого не любил – мысли его были заняты только самим собой. Нимфа, отвергнутая им, умерла от любви, за что Артемида наказала Нарцисса тем, что он влюбился в собственное отражение, засмотревшись в зеркальные воды озера.
Однажды, охотясь, он нагнулся к озеру, чтобы напиться, увидел свое отражение – и уже не смог оторвать от него взгляд. Нарцисс не ел, не пил, не спал – все глядел и глядел на себя. Так и умер у озера. Цветок, выросший на его могиле, нарекли именем самовлюбленного юноши – нарциссом.
Здесь озеро выступает в роли зеркала, а отражение в озере – прообраз зеркала. Недаром зеркало в руках Афродиты – в римской мифологии Венеры – стало олицетворять самовлюбленность.
Впрочем, в данном случае нечего, как говорится, на зеркало пенять. Замечательный ученый Эрнст Эппли писал: «Зеркала находятся вне нас, а мы сами в зеркале – вне себя. Это порождает примитивное ощущение похищения души».