Размер шрифта
-
+

История зеркал. От отражения в воде до космической оптики - стр. 3

В древнейшие времена «зеркало как солнце» было напрямую связано с женским образом – зеркало всегда было атрибутом богинь, и практически никогда не было атрибутом богов-мужчин. Такая связь женщины и солярной символики в древней мифологии вполне естественна для времен матриархата. Позднее, с наступлением патриархата, солярные должности в мифологии начинают переходить к богам-мужчинам, но зеркала остаются за женщиной. Например, хотя богом солнца в Древней Греции был Гелиос, зеркальный диск на ножке был атрибутом богини красоты, Афродиты. Солярная символика постепенно отошла от зеркала. Зеркало осталось за женщиной, а солнце за мужчиной.

Зеркало было атрибутом Венеры (Афродиты) – богини любви, красоты и женственности. Римляне посвятили озеро Неми, имевшее форму чаши, Диане, богине луны, дикой природы и охоты. Там жрецы ее культа проводили обряды и церемонии, связанные с Луной, поэтому озеро получило название Зеркало Дианы, хотя культы эти были распространены еще до основания Рима.

Символом богини Венеры и посвященной ей планеты стало «зеркало Венеры», представляющее собой кольцо, соединенное внизу с крестом. Считается, что этот символ восходит к знаку анх, который в Древнем Египте олицетворял союз Изиды и Озириса, слияние женского и мужского начал.

В Средние века верили, что этот символ является упрощенным изображением ручного зеркала, которым пользуются женщины. В алхимии «зеркало Венеры» обозначало металл медь, а в современном мире оно является символом женского пола.

Поскольку древние греки зеркало считали атрибутом богини любви, ручку его часто выполняли в форме грациозной женской фигуры. Кроме того, именно в Греции в V веке до н. э. было изобретено первое складное зеркало. Крышка, защищающая наполированную зеркальную поверхность изделия, была украшена всевозможными сюжетами мифов. Однако зеркала у греков предназначались не только для «разглядывания лиц». Так, на фреске из Помпей (около 70 года новой эры, Неаполь, Национальный музей) Гефест показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла. Мы видим сидящую Фемиду и ее отражение на зеркальной поверхности щита. Текст «Илиады» говорит, что на поверхности этого щита можно было увидеть картину мира, его прошлое-настоящее-будущее.

В Древней Греции зеркала использовали для видения будущего, ведь зеркало это отражение. Если тибетцы их применяли как вглядывание в прошлое, то есть настоящее это то, что отразило прошлое, то в данном случае пользовались тем, что настоящее отражает будущее. Существует по этому поводу одна история: В 331 году Александр Македонский перед сражением с персидским царем пытался как-то успокоиться, но это ему так и не удалось, его мучила бессонница. Чтобы укротить волнение, он начал всматриваться в походное бронзовое зеркальце, думая об исходе предстоящей битвы. Но тут отражение подернулось пеленой – и перед ним предстала картина будущего: он увидел воочию свою победу.

Страница 3