История врачевания. От заговоров до киберножа - стр. 1
Анестезия пришла к нам из древности. Её первооткрыватель – китайский лекарь Хуа То, который жил во II веке н. э.
Его анестетик – ма фей сан – смесь вина и конопли.
С именем древнегреческого целителя связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача.
© «Центрполиграф», 2022
© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2022
Предисловие
Искусство врачевания прошло огромный путь для достижения высокого уровня развития. Люди болели всегда, и врачеватели, знахари, целители начали своё существование едва ли не с зарождением рода человеческого.
Профессия врача – самая древняя в мире и появилась сразу же, как появился человек. Сначала практически каждый человек был себе врачом. Позже появились отдельные личности для лечения болезней – знахари.
В Древней Греции профессия врача стала элитной и труднодоступной, в основном она передавалась фамильно. В Древнем Риме ещё больше укрепился статус и значимость врача. В Средневековье медицина пошла на упадок, и профессия врача снова стала только фамильной. Берегини – первые женщины-врачеватели у славянских народов. В Древнерусском государстве народных врачевателей назвали «лечцами». В Египте это были жрецы, занимавшиеся лечением – пастофоры. В Греции жрецы, занимавшиеся лечением – асклепиады. В Древнем Риме врач, утверждённый государством – архиатор. В Древней Индии были рогахара (терапевты), шальяхара (хирурги), вишахара (специалисты по лечению отравлений), критьяхара (изгоняющие злых духов) и бхиша-атхарваны (исцеляющие с помощью магических заклинаний).
Слово врач происходит от старославянского врачь, от врать и ворчать. Первоначальное значение – «заклинатель, колдун». Известно в славянском языке как «вьрати» с древности как заговаривающий или волшебник. Человек заговаривающий болезнь, врачеватель. Это еще из дохристианского периода истории. Вполне возможно, что иное значение появилось уже в момент принятия христианства на Руси. Когда старалась стереть с памяти людской все отсылки к язычеству. В древности оно означало: «тот, кто лечит заговорами». Придя к больному, такой ведун «врал» над ним какие-то волшебные слова-заклинания, что-то такое «баял». Потому он и получал титул «врача», или «балия» – «бахаря». Оба эти слова значили одно: «бормотун».
Основной факт, когда слово «врач» могло приобрести значение «врун, говорящий неправду». Известно, что еще во времена Ивана IV Грозного из Европы приглашались иностранные лекари, которые выполняли свою работу при дворе государя, а также для состоятельных бояр.
Но массовое явление иностранные врачевателей на территории России стало наблюдаться уже при Петре Первом. В особенности, носило массовый характер при правлении императриц. Да такое, что в Европе стал наблюдаться дефицит в лекарях. Устремлялись на Русь со своим лекарским скарбом, авантюристы всех мастей.
Услуги врачевания стоили дорого. И как стал убеждаться народ в последствии, иностранные врачи много говорили, выписывали длинные и не понятные рецепты, а результат иногда был нулевым. В скорости, среди народа хорошо прижилось слово «врач», вместо лекарь и целитель. Так как иностранные врачи, много врали про болезни и способы излечения, лишь бы вытянуть из пациента больше денег.
Слово особо употребимо в простой, народной среде.
Медицина имеет эмблемы.
Чаша со змеёй. Современная эмблема медицины – змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей. Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800–600 годами до н. э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Геи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом. Чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач.
Есть и другие эмблемы, достаточно популярные.
Посох Асклепия. Истоки этой медицинской эмблемы идут ещё с VI века до н. э. и имеют греческие корни. Сам посох представляет собой суковатую палку, вокруг которой обвивается змея. Легендарный греческий врач Асклепий всегда изображался со змеёй, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Вот что говорится об этом в греческом мифе. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашён критским царём Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шёл, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил её, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Находчивый врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав её отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса.