История украшений. От кольца в носу до царской тиары - стр. 3
Постепенно появлялись и украшения, которые дополняли раскраску. Они прикреплялись к телу либо непосредственно, либо в виде одежды-украшения, либо украшения на одежде. Самый распространённый с древнейших времён вид украшений – ожерелья, за ними следуют браслеты на руках и ногах, потом головные обручи, диадемы, пояса, разные повязки и, наконец, кольца. С какого-то времени на участках тела стали делать отверстия и прикреплять туда украшения. Это могут быть ушные раковины, щеки, зубы, крылья носа или носовая перегородка.
Украшение губ встречается только у немногих племён в Африке и Америке.
В самые древние времена для изготовления украшений применяли камни, зубы, когти, кости, волосы животных и людей, раковины, железо, стекло, бусы, кораллы, жемчуг. У северных народов, живших в холодном климате, тело украшать особого смысла не было, и они начали украшать одежду. Исследователи считают, что фибулы, застёжки и верхние пуговицы являются перенесением шейных амулетов на одежду. Целиком перенесены как украшения одежды и пояса.
Воин из африканского племени с рогами
В южных регионах, особенно в Африке, где одежды на людях минимум, вожди племён или короли в торжественных случаях накидывают на себя рубашки в качестве украшения или символа власти.
Одни учёные считали, что первобытные люди начали украшать себя ради успеха у противоположного пола. И в животном мире самцы часто выглядят ярче и наряднее самок. И в первобытных племенах больше украшают себя мужчины. При этом каждая женщина хочет выделяться среди остальных.
Другие мотивы для изготовления и ношения украшений: утилитарные, религиозные и социальные. К утилитарным можно отнести защиту от насекомых. Например, в Бразилии предохраняющим средством против москитов служит смесь кокосового масла и красной краски. Религиозные мотивы просматриваются, когда во время религиозных праздников или обряда инициации юношей они окрашивают себя в цвет тотемного животного. Амулеты с самого начала имели защитную функцию. Постепенно они в неизменённом виде или изменённом стали украшениями.
К социальным мотивам можно отнести охоту и военные столкновения. В обоих случаях победители хвастались своими трофеями, надевая на себя реликвии убитых зверей и неприятелей. В какой-то момент носить стали не только настоящие трофеи, но и их изображения в металле, дереве или других материалах. Так, если поначалу делали ожерелья из зубов и когтей убитых животных, то потом их стали делать из соответственно обработанных камней.
С усложнением общественного строя, когда появилось деление на классы, украшения стали играть социальную функцию в смысле различения этих классов. У воинов были одни знаки, у правителя другие, простолюдины же не имели права носить их. Так, в Риме опушённая пурпуром тога была сначала привилегией высшего ранга, а во время 2-й пунической войны её носили даже дети вольноотпущенников. Золотые кольца поначалу носили только послы, а со времени императора Адриана (II век) их могли носить все, кому доходы позволяли это купить. Во Франции в начале Средних веков средним классам общества запрещалось носить шёлк и бархат, ещё в XVI веке женщин сажали в тюрьму за ношение одежд, не подобающих их сословию.