История туризма и гостеприимства - стр. 55
Средневековый мир ограничивает земной кругозор человека, открывая перед ним бесконечность небес. Взоры людей устремлены в небо. Церковные колокола отбивают ход времени. Представления о шарообразности Земли и идея единого Мирового океана прочно забыты. Мир представляется как плоский круг, до края которого вполне может дойти человек. Этот мир неоднороден. Его пространство наполнено религиозным содержанием. В нем можно найти святые места и проклятые участки. Сама жизнь человека представлялась трудным путешествием во времени, «восхождением» к миру божественного. Бытовая жизнь человека определяется религиозным культом. Одним из существенных элементов религиозного культа является посещение почитаемых мест, связанных со святым или божеством.
Практически во всех религиях мира есть природные объекты, храмы и захоронения, которым поклоняются верующие. Во времена Древнего мира верующие отправлялись с культовыми целями к храмам, святилищам и святым источникам. Причины, побуждающие верующих людей отправиться в дальнее странствие, самые различные: надежда получить духовную поддержку, желание избавиться от недугов или преследующих их неудач; необходимость исполнить наложенную епитимью и многое другое.
Госпиталь для паломников. Гравюра XV в.
Так формировалась религиозная традиция, получившая название паломничества[20], которая овладела широкими массами верующих и получила свое масштабное развитие в эпоху средневековой культуры, несмотря на то что паломничество как явление зародилось в век весьма скудных географических познаний и крайне неразвитых средств сообщения. Представители всех мировых религий совершают паломнические путешествия. Буддисты повторяют в своих путешествиях странствия Будды, приверженцы сикхизма идут на поклонение в Золотой храм в городе Амристсар на севере Индии, а последователи индуизма почитают и поклоняются сакральным объектам Кришны и Вишны, совершают омовение в водах священной реки Ганг. Паломничество как культурный феномен известно еще с древнейших времен, и каждая религиозная культура имеет свою географию паломничества.
Буддийское паломничество
Поклонники Будды совершают паломничество – накхор (букв, «обход по кругу») с целью очиститься от мирской скверны на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святому месту. Основные места паломничества в буддизме связаны с важными событиями жизни Будды Шакьямуни, основателя самой древней мировой религии на планете.
Всего таких мест восемь. Четыре из них определил сам Гаутама Будда в Махапаринирвана-сутре, подходящие для паломничества последователей его учения и способные вызвать духовный прогресс. Это храмовый комплекс Лумбини на месте сада, где царица Майядэви родила сына Сиддхартху, в Непале; всемирно известный индийский город Бодхгая, где, сидя под баньяновым деревом, Будда достиг просветления; Сарнатх— пригород индийского города Варанаси, где Буддой была произнесена первая проповедь, в которой он впервые стал рассказывать о своем опыте. Здесь были даны первые учения, ставшие основой южного буддизма, и город Кушинагар – место, где в 543 г. до н. э. Гаутама Будда закончил свою жизнь, ушел в паринирвану. Почитаемыми и известными для буддийских паломников являются еще четыре города Северной Индии – Раджагриха, Шравасти, Санкасья и Вайшали.