История туризма и гостеприимства - стр. 18
Согласно преданиям, святой Николай совершил множество благих деяний, помогал немощным, нуждающимся и странствующим. По мнению ученного С.С. Аверинцева, «особенно популярна история о впавшем в нищету отце трех дочерей, уже готовом с отчаяния сделать из них блудниц, которому Николай тайно подбрасывает в окно три узелка с золотом – на приданое каждой (в этом эпизоде святой Николай фигурирует как неведомый благодетель, отсюда и возник обычай потихоньку подкладывать детям подарки в чулок от лица Санта-Клауса)»[5]. Образ Николая Чудотворца, или, как его еще именуют в христианских преданиях, Николая Угодника, – святого из разряда так называемых святителей (церковных иерархов), подвергся сильной фольклорной мифологизации и послужил прообразом современной рождественского героя Санта-Клауса (искаженное от голландского Site Klaas, Синте Клаас, что означает в переводе «святой Николай»).
Умер он в 352 г. и был похоронен 6 декабря в соборе города Миры. Через семь столетий его мощи были перевезены в один из соборов города Бари (Италия). В настоящее время этот город стал одним из важных центров христианского паломничества. Сюда приезжают люди, нуждающиеся в заступничестве святого Николая. Посещение города Бари включено в программы религиозных туров по Италии.
Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых православных святых у русского народа.
География странствий мифологических героев
Мифологические и фольклорные персонажи совершают путешествия, осваивая земной мир и мир подземный, правда, цели у них различные. Так, Орфей спускается в царство Аида, пытаясь вернуть умершую Евридику. Гильгамеш из вавилонского эпоса в подземном мире занят поисками человеческого бессмертия, а герой «Калевалы» Вяйнямейнен – мельницы счастья и изобилия Сампо.
Для нас интересен факт присутствия «человека путешествующего» как персонажа мифов и легенд. Вспомним Троянскую войну, поход аргонавтов во главе с Ясоном в Колхиду за «золотым руном», поход в Лидию – за песком златоносных рек, во Фракию и др. В мифологии можно встретить массу повторяющихся, «бродячих сюжетов», посвященных описанию дальних странствий. К примеру, в былине «Добрыня Никитич, его жена и Алеша Попович», гомеровской «Одиссее» и узбекской поэме об Алпамыше повествование разворачивается вокруг странствий мужа, оставившего дома жену, к которой в его отсутствие сватаются многочисленные женихи. Наличие этих «бродячих сюжетов» доказывает, что между народами существовали
культурные контакты, т. е. с древнейших времен путешествия приводили к взаимопроникновению различных культур.