История туризма и гостеприимства - стр. 15
4. Каковы цель и основные задачи изучения истории туризма и гостеприимства?
5. Определите понятия «путешествие» и «туризм». Чем объясняется многозначность понятия «путешествие»?
6. Когда впервые термины «турист» и «туризм» появились в западной и отечественной литературе?
7. Какой смысл вкладывается в понятие «гостеприимство»?
8. Назовите основные варианты периодизации истории международного туризма. Можно ли считать, что периодизация туризма в Западной Европе применима к России?
Дополнительная литература к вводной главе
1. Геродот. История: в 9 кн.: пер. Г.А. Стратановского. М.: ACT; Ладомир, 2001.
2. Долженко Г.П., Долженко Е.Г. Развитие научных исследований туристской деятельности в России: 1930–2010 гг.: электронное учебное пособие.
3. История туризма: учебник/ отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
4. Магидович И., Магидович В. Очерки по истории географических открытий. Очерки по истории географических открытий. Т. 1 (Древний мир и средневековье – до плавания Колумба). М.: Просвещение, 1983.
5. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: пер. с франц. М.: Айрис-Пресс, 2013.
6. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. Глава IV. Первобытное путешествие / ред. Е.В. Смирницкая. М.: ИНН, 1995.
7. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: пер. с англ. В.Н. Егоров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
8. Хейердал Т. Древний человек и океан: пер. с англ. М.: Мысль, 1982.
9. Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». Тайна острова «Пасхи» (Аку-Аку): пер. с англ. Ташкент: Кзыл Узбекистан; Правда Востока, Узбекистан Сурх, 1962.
10. Фробениус Л. Детство человечества. Первобытная культура аборигенов Африки и Америки: пер. с нем. 2-е изд. М.: Либроком, 2012.
Глава 1
«Человек путешествующий» в истории культуры
1.1. «Человек путешествующий»: мифы и легенды прошлого
«Пришедшие из-за моря»
Мифы и легенды древних народов, повествующие о первоначалах мира, рождении богов и появлении человека, наполнены образами странствующих персонажей. Это может быть божество, или «культурный герой», или даже простой смертный, отправившийся в дальний путь по мифологическому пространству с целью обустроить мир или найти счастье.
Мифологическое мышление сакрализировало понятие пути и превратило его в важнейшую мифологему, посредством которой идет осмысление человеком самого себя и культуры в целом. В мифологической и религиозной моделях мира понимание пути многозначно. Путь представляет собой не только дорогу или тропу, протянувшуюся через пространство, но линию жизни человека, его жизненный путь. Преодолевая замкнутость своего мира, человек отправлялся в дальние края, бороздил водную гладь, строил дороги, способствуя тем самым развитию и распространению культуры, торговли и, к сожалению, войны. Образ «пути-дороги» недаром являлся метафорическим выражением трудностей жизненного пути, всех тех испытаний, которые предстояли человеку. Только пройдя через эти испытания, выдержав их, человек может достичь заветной цели. Вся человеческая жизнь представлялась долгим и трудным путешествием.