История танца. От хоровода до тарантеллы - стр. 6
Существует легенда о том, как два брата – Дионис и Аполлон – разрешили спор о сферах своего влияния. Дионис добровольно уступил дельфийский треножник и удалился на Парнас. Власть поделилась таким образом, что один царствовал в мире таинственного и потустороннего, владея внутренней мистической сутью вещей, а другой (Аполлон) – завладел сферой общественной жизни.
Народный танец
Народные танцы отражают культуру и жизнь нации. Они произошли из древних обрядовых танцев, которые с течением времени утратили свой ритуальный смысл. Но следы этого в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы – медленные круговые танцы. Когда-то, в глубокой древности, такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг – символ солнца.
У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные.
Определение «народный танец» используется для танцев, имеющих историческое значение в культуре и истории народа. Также используются определения «этнического танца» или «традиционного танца.
Определение «народный» дано для танцев, которые возникли в то время, когда существовали различия между танцами «обычных людей» и танцами «высшего общества». Определения «этнический танец» и «традиционный танец» используются для выделения культурных корней танца. В этом смысле почти все народные танцы являются этническими.
Не все этнические танцы являются народными, например, ритуальные танцы не считаются народными. Ритуальные танцы обычно называют «религиозными танцами» в силу их предназначения.
У каждой страны есть своя визитная карточка: народный танец. Он исполняется в родной стране с движениями, костюмами, музыкой, характерными только для этой области.
Фольклорные танцы народов мира, список которых огромен и многообразен, являются родоначальниками всех остальных (постановочных, бальных, реконструированных и т. д.). Нет страны или народности, которая бы не имела индивидуальной танцевальной культуры.
Ёмкую и лаконичную характеристику народным танцам дал Н. В. Гоголь в своих «Петербургских записках» 1836 г.: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец.
Народный танец
Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своём национальном танце ту же негу, страсть и ревность».