История танца. От хоровода до тарантеллы - стр. 2
У некоторых племён юго-западной Африки большую процессию с факелами огня, устраиваемую во время неудачной охоты, возглавляла только Великая Женщина. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения.
Военные танцы женщины исполняли с оружием в руках, время от времени бросая его вперёд (что символизировало преследование бегущего врага) и назад (что имело цель отдалить собственных мужей от опасности). Нередко эти танцы исполнялись с обрядовыми белыми вениками, сделанными из хвостов буйвола или лошади. Женщины широко размахивали этими предметами в течение всего танца (чтобы мужья «смели» своих врагов с лица земли).
Военные танцы во все времена были наиболее значимыми обрядовыми действиями племени. Их исполняли без перерыва, день и ночь, пока мужчины не возвращались из похода.
Древнейшим и повсеместно распространённым символическим знаком в танце был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих – символизировал плодородие. В кругу лечили и женили. Однако круг – не единственная известная форма массовых плясок.
Широко распространённой формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. В танцах древних воспроизводились и такие сложные фигуры, как лабиринт и рисунок ползущей змеи.
Постепенно ритуальное начало, где танец имел значение, начинает вытесняться развлекательным.
Так происходил плавный переход от первобытного танца к античному. Танец продолжал развиваться и менялся, как и общество в целом.
Археологические находки свидетельствуют о наличии танцевального искусства в древнем Египте. Судя по старинным рисункам, там были распространены коллективные женские танцы.
Древними танцевальными традициями богата Индия. До сегодняшнего дня дошли два вида: чистый танец (нритта) и сюжетный танец (нритья). Нритта представляет собой движения тела, сочетающиеся с жестами рук. Нритья – танец, рассказывающий определённую историю. В древней Индии также большую роль играли ритуальные танцы, исполняющиеся на специальных площадках в храмах.
В Древних Китае и Японии первоначально танец, как и везде, был частью ритуалов, а профессия танцовщицы перекликалась со статусом жрицы. Позднее искусству танца стали обучать всех девушек. Кроме того, на Дальнем Востоке был развит сюжетный танец, неразрывно связанный с театром.
В Древней Греции танец играл в жизни общества важную роль, здесь наряду с другими древнегреческими богами почиталась Терпсихора – богиня танца. Именно от греческого термина «хорбд» произошло понятие «хореография». В Греции имелось несколько видов танца: ритуальный, военный, сюжетный, брачный и салонный. Мужчины и женщины танцевали раздельно.