История танца. От хоровода до тарантеллы - стр. 13
Африканские танцы складывались на протяжении многих веков. Их основной рисунок связан с ритмикой ударных инструментов, прежде всего «говорящих барабанов» тамтамов. Танец сопровождается хоровым пением, часто и аккомпанементом на духовых инструментах: охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах, трубах из слоновых бивней и древесных стволов.
Красочность и выразительность танца подчёркивается использованием масок – ритуальных, культовых, игровых и других (иногда весом до 6–8 кг), яркого грима, татуировки, а также костюмов, ходуль, колокольчиков, различных украшений (браслетов, перьев и др.), оружия.
В африканских обществах танец выступает в качестве неотъемлемого компонента в любых социальных сферах. В любом африканском танце, как правило, в первую очередь в качестве основной цели его исполнения выступают непосредственные традиции коренного населения данной области (к примеру, у ряда танцев существует чётко выраженное военное направление, у других первостепенным выступает направление плодородия или поклонение духам). В танцах отображались обряды инициации, погребения, свадебные.
Также каждое выступление имеет ряд вспомогательных целей, которые могут выражать или отражать общественные ценности и социальные отношения людей. Для того чтобы различать разнообразие стилей танца, изначально необходимо определить цель, для которой выполняется каждый танец.
Парадокс: при том, что влияние африканских танцев на современные танцевальные стили всего мира просто огромно, они мало изучены. Не случайно сегодня наблюдается особый интерес к этой культуре. Ну, и конечно, они очень красивы, захватывающи и притягательны своей первобытной энергией.
Есть особенности, которыми африканские танцы отличаются от большинства западных танцев. Наиболее очевидным является отсутствие партнёра (по крайней мере, смешанных пар «мужчина-женщина»). Вместо этого в большинстве танцев групповые выступления разделены по полам. Мужчины танцуют для женщин и наоборот. Есть свои танцы фактически для любой возрастной категории. Это помогает укрепить племенную роль как с точки зрения пола, так и с точки зрения групповой идентичности.
Часто в Африке нет чёткого различия между ритуалами празднования и социальным отдыхом в танцевальных представлениях, одна цель может прекрасно сочетаться с другой. К примеру, это видно в танце масок эфе во время ритуальных фестивалей геледе в Кету-Йоруба (деревни Нигерии и Бенина). Геледе – церемония у африканского народа йоруба, проводящаяся в честь праматери Ийя Нла и в знак признания роли женщин в обществе, сочетающая в себе пение и ритуальные танцы в красочных резных масках, ежегодно исполняемая в конце сезона сбора урожая, а также во время крупных мероприятий в отдельных сообществах.