История Средневекового мира. От Константина до первых Крестовых походов
1
Каменный арочный мост через реку Тибр в 3 км к северу от Рима на Фламиниевой дороге, проложенной в I веке до н. э. и соединявшей Рим с Ариминумом (современный Римини) на Адриатическом море. Из-за разночтений в римском написании иногда именуется Мульвийским или даже Мульвиевым мостом, ныне известен как Ponte Milvio. (Прим. ред.)
2
В исторических документах позднего периода Римской империи граждан Рима обычно разделяют на христиан и язычников, под «язычниками» подразумевая «не-христиан». У этого подхода два недостатка: во-первых, такое простое деление не учитывало богатый национальный состав тогдашнего общества; во-вторых, ярлык «язычник» в последние годы оброс совершенно другими ассоциациями. Я решила избегать этого понятия. Зосима, которого часто называют «языческим историком», исповедовал старую римскую религию, поэтому я и назвала его «римлянином». (Прим. авт.)
3
Его владения включали в себя Паннонию, Дакию, Фракию и Македонию. (Прим. авт.)
4
Автор, видимо, имеет в виду, что Карфаген находился на африканском континенте. Называть «африканцами» его население, в основном состоящее из племен семитского происхождения, не слишком корректно. (Прим. ред.)
5
Вочеловечивание Иисуса Христа – основной символ веры христианства: Бог спустился на землю в образе Иисуса Христа. (Прим. авт.)
6
К «гностическим» относится невообразимое количество религиозных объединений и течений; обычно гностической называют религию, декларирующую стремление к наивысшему знанию (gnosis – знание), доступном лишь немногим избранным. (Прим. авт.)
7
С первых дней христианства у каждой общины был свой глава, «надзирающий» (episkopos) или епископ, несший полную ответственность за всю паству. В IV веке в каждом городе, где исповедовалось христианство, был свой епископ, представлявший интересы всех христиан данной географической области. (Прим. авт.)
8
В философии платонизма не было места ранжированию существ сугубо божественной природы, которые все принадлежали бы божественному царству (царству Идеала), но были бы при этом менее идеальны, чем другие им подобные. (Прим. авт.)
9
Имя этой династии может транскрибироваться и как Jin, и как Chin, первое – в системе пиньинь. В предыдущей книге я стремилась использовать принятую ныне в Китае транскрипцию пиньинь – за исключением тех случаев, когда общепринятым является иное написание и использование непривычной транскрипции внесет ненужную путаницу. Например, река Янцзы (Yangtze) в транскрипции пиньин превратится в Чан Цзянь (Chang Jiang), однако я предпочла сохранить привычное для читателя «латинизированное» написание.
Говоря о каждом императоре, я использую лишь одно имя. Обычно до момента восхождения на престол китайских императоров звали по имени, данному при рождении; после правитель брал имя императорского рода. После ухода из жизни императорам давали посмертные имена, а в эпохи после династии Хань они стали часто получать еще и храмовые имена. Кроме того, некоторые правители были известны под взрослыми именами (данными им при совершеннолетии как символ зрелости). Это может запутать большинство читателей, поэтому, как правило, я использовала императорские имена правителей, даже когда писала о временах до их восхождения на трон. Для легкости понимания в качестве приставки к имени каждого императора я использовала название его династии, хотя такое наименование не является традиционным, когда речь идет о некоторых династиях и императорах, которых мы перечислим ниже. Императора Хуай-ди из династии Цзинь я называю Цзинь Хуай-ди; имя императора Сюань-цзуна из династии Тан буду писать как Тан Сюань-цзун. (Прим. авт.)
10
Династия Цзинь правила в Цзянкане [англ. Jianye или Jiankang, он же нынешний Нанкин – Прим, пер.] с 265 по 420 год; позднией период правления Цзинь, когда ее силы были отброшены на юго-восток, известен под именем Восточная Цзинь (317–420). Иногда ранние годы правления династии (265–316) именуют также Западной Цзинь, чтобы различать две эти эпохи. (Прим. авт.)
11
Так автор, в соответствии с европейской традицией, называет «Беседы и суждения» (Лунь Юй). Заметим, что обозначение это заведомо неправильное, ибо аналектами в греческой традиции именовались подборки цитат и ссылок, иногда – поэтические сборники, но в любом случае – выдекржки из чужих, а не своих мыслей и трудов. (Прим. ред.)
12
То есть «Северная Вэй» – для того, чтоб отличить ее от другого, существовавшего ранее, государства, также носившего имя «Вэй». (Прим. авт.)
13
Согласно мнению ряда ученых, прародиной индоевропейских языков является как раз территория нынешнего Ирана (Персии), откуда носители его разошлись по огромным просторам Евразии в разные стороны. Племена Центральной Азии были лишь промежуточным этапом этого процесса. (Прим. ред.)
14
Царство Аксум располагалось на территориях, известных из греческих и латинских источников также как Абиссиния или Эфиопия. Римляне использовали термин «Эфиопия» относительно Нубии, государства к югу от Египта; иногда и Аксум называли просто Эфиопией. Кроме того, аравийское царство Химьяр было расположено в землях Йемена, потому его иногда называют Йеменом. Но я избегала использования названий «Эфиопия» и «Йемен», говоря о царствах IV и V веков, поскольку оба этих слова в наше время имеют более обобщенный географический смысл. (Прим. авт.)
15
«Выворачивание суставов» было излюбленной манерой Шапура II. Эта экзекуция не обязательно убивала жертву – но рука, державшая меч, что боролась против персидского царя, оставалась безжизненно болтаться, становясь бесполезной. (Прим. авт.)
16
Эти претензии основаны на Евангелии от Матфея, стих 16:18, где Иисус говорит Петру: «И на сем камне Я создам Церковь Мою». Римская церковь интерпретировала эти слова так, что Петр стал апостолом-основателем христианской церкви; а поскольку Петр отправился проповедовать в Рим, римская церковь считала свой город родиной христианской традиции. (Прим. авт.)
17
Двумя другими императорами были Валериан (война в Персии, 260 год) и Деций Траян (война с готами, 251 год).
18
Иначе – Нисибея, ныне Нусайбин. (Прим. перев.)
19
Известном в отечественных источниках как Валент II. (Прим. перев.)
20
Этими шестью городами были: Эборакум (нынешний Йорк), Веруламий (Сент-Олбанс), Глевум (Глостер), Линдум (Линкольн), Камулодун (Колчестер) и Лондиний (Лондон). (Прим. авт.)
21
Римляне знали этих пиратов под именем «скоты» (Scoti), что в переводе с их собственного языка означало «грабители». Это приводит к некоторой путанице, поскольку скоты происходили не из современной Шотландии (Scotland), а скорее с острова Ирландия. Так что, по сути, «скоты» были не шотландцами, а ирландцами. (Прим. авт.)
22
Первоначально слово «dux» означало не герцога, а просто военного вождя или предводителя. От него, кроме всего прочего, происходит итальянское «дуче». (Прим. перев.)
23
От слова «Comes» происходит титул «Comte», ныне переводимый как «граф». (Прим. перев.)
24
В отечественных источниках известен в первую очередь как император Феодосий I Великий. (Прим. перев.)
25
С лингвистической точки зрения, люди Корейского полуострова отделились от китайцев достаточно рано; их язык относится к тунгусо-манчжурской языковой семье, не входящей в сино-тибетскую языковую семью, к которой относится старокитайский (или древнекитайский) язык, чья письменная форма является самой древней среди китайских письменностей. (Прим. авт.)
26
Или Кочосон – «Древний Чосон». (Прим. перев.)
27
Римско-католическую церковь. (Прим. перев.)
28
Lutetia Parisiorum. Паризии – кельтское племя, проживавшее на берегах Сены до прихода римлян. (Прим. ред.)
29
Будущий Собор Святого Петра. (Прим. перев.)
30
Возможно, на поле боя обрушился ветер, известный как «бора», формирующийся в случаях, когда холодный воздух затягивает в зоны низкого давления над Адриатикой. Фредерик Синглтон замечает, что бора может развить скорость до 100 миль в час и вызвать падение температуры на 22 градуса по Цельсию. (Прим. авт.)
31
Это не так – именно деление готов на западных и восточных стало признаком образования двух наций, каждая со своим характером и своей историей. Восточные готы стали именоваться остроготами – по имени своего первого царя Остроготы, либо же впрямую от индоевропейского «austr» – «блестящий» (возможно, имя царя на самом деле являлось титулом). Западные готы стали называться визиготами или «мудрыми готами», от индоевропейского «weise» – «мудрый». Позднее в европейской литературе эти названия по созвучию были сокращены до «остготов» и «вестготов», что соответствовало их географическому расселению (считается, что первым это сделал Кассиодор в VI веке). Первые (наряду с лангобардами) в итоге стали предками итальянцев, вторые (вместе со свевами) – предками испанцев. (Прим. ред.)
32
Оглашенный (греч. катехумен) – термин, обозначающий человека, не принявшего крещение, но наставляемого в основах веры. В церковнославянской филологии «оглашенный» трактуется как «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Понятие оглашенных возникло в древности в связи с тем, что крещению предшествовал обязательный период изучения основ христианской веры и вероучения. Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки, они могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных. Затем проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» и т. д. Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов. (Прим. ред.)
33
Так в оригинале. (Прим. ред.)
34
«Иллириком» называлась территория, включавшая в себя Паннонию, Дакию, Фракию и Македонию – сейчас на ней расположены Австрия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Болгария, Македония и Албания. (Прим. авт.)
35
Он был завершен в 438 году и получил наименование «Кодекс Феодосия», который стал основой «Свода Юстиниана», см. главу 28. (Прим. авт.)
36
В действительности она называлась Пандидактионом или Магнаврской школой (по имени Магнаврского дворца, пожертвованного для нее императором Михаилом III в IX веке). Сама же школа была создана на базе Константинопольского атенея, основанного в 423 году императором Феодосием II. Университетом ее стали называть только в современной литературе. (Прим. ред.)
37
Так у автора. Никакого университета в Афинах не было, там мог быть только атеней – тип античной философско-риторской школы. (Прим. ред.)
38
Эти позиции различались отношением верующих к Марии. Теми, для кого в Иисусе божественное и человеческое начала мистически слились воедино, Мария считалась theotokos, Богородицей. Те же, для кого в Христе существовали две – божественная и человеческая природы, называли её christotokos, Христородицей. (Прим. авт.)
39
Историк-христианин, по-видимому, даже не подозревал, что описывает чисто языческий погребальный ритуал, включавший убийство пленных с целью отправить их в мир иной для услужения вождю. (Прим. ред.).
40
Во многих источниках эфталитов именуют «белыми гуннами», что также неточно. (Прим. авт.)
41
Династия Лю Сун (Liu Song, иногда пишется просто Song или Sung) просуществовала на юго-западе с 420 до 479 года. [Song – написание в транскрипции пиньинь, Sung – в традиционной транскрипции Уэйда и Джайлса. (Прим. ред.)]
42
Монофизитство утверждает, что божественная и человеческая природы Христа мистическим образом составляют неделимое целое – см. главу 12. (Прим. авт.)
43
Тем же термином позже некоторые католики называли Второй Ватиканский синод. (Прим. авт.)
44
Салии (Salii) – подгруппа германских племен, которые с III века н. э. жили на правом берегу Рейна, по границе с владениями Рима. Салии (салические франки) занимали земли нынешних Голландии и Бельгии. В III–V веках все франки многократно совершали набеги, а некоторые присоединились к римским войскам в Галлии (на юге нынешней Франции). Только салии, которые первыми перешли границу, стали заселять римские земли и создали свое государство, которое римляне признали после 357 года. В это время возник «салический» свод законов, однако он не имел письменной формы, и все ссылки на него в дальнейшем были лишь политическими спекуляциями. К VII веку отдельные племена уже слились в один народ, и салии стали именоваться просто франками. Первым их исторически зафиксированным правителем был Хильдерик (начало V века) Он-то и участвовал в описанных военных действиях. Доказательств реального существования Меровея нет – возможно, это вообще было имя племенного божества. Так или иначе, он дал название первой династии королей – Меровингов. В условиях распада имперской власти именно они объединили франков и уже в VI веке завоевали Галлию. Так было положено начало государственности Франции. (Прим. ред.)
45
Многие христиане, отправившиеся в Персию, были несторианами, считавшими, что Халкидонский собор провел недостаточное разделение двух природ Христа. Разница в понимании доктрины отделила персидских христиан и от Рима, и от Константинополя. Сформировавшаяся таким образом несторианская ветвь христианства в конечном счете привела к созданию сирийской православной церкви. (Прим. авт.)
46
У автора она именуется «Вардананкской битвой» (Battle of Vartananz). На самом деле Вардананк (Вардананц) – армянский национальный праздник, день памяти героев, получивший свое название в честь Вардана Мамиконяна, причисленного армянской церковью к лику святых. Сама битва произошла у села Аврайр на берегу реки Тхмут, неподалеку от нынешней Нахичевани. (Прим. ред.)
47
Автор излагает события так, как будто все они происходили одновременно. На самом деле разгромленные повстанцы, разбившись на мелкие отряды, нашли убежище в недоступных горных районах и начали партизанскую войну. Сасанидские войска лишь постепенно подавили разрозненные очаги сопротивления, некоторые захваченные в плен руководители восстания действительно были казнены. Но в конечном счете напуганный размахом восстания Иездигерд II был вынужден отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм, восстановил самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству. (Прим. ред.)
48
«Там нет рептилий, – пишет монах Беда, изучавший историю Англии, – и ни одна змея не живет там; хотя змей иногда привозят из Британии морем, но едва корабль достигает берега, как они погибают, вдохнув воздух этой страны». (Прим. авт.)
49
Здесь мы приводим исторические названия земель и народов Ирландии в английском написании, общепринятом в научной литературе. У автора они приводятся в ирландском написании – Laighin вместо Лейнстер, Ulaidh вместо Улад, Mide вместо Мид и т. д. Земля, которую занимало племя Эоганнахт, более известна как Манстер. (Прим. ред.)
50
«Англо-Саксонская хроника» – собирательное название серии хроник, посвященных истории Англии с V по XII век нашей эры. Состоит из девяти частично пересекающихся хроник, самой ранней из которых является так называемая «Хроника Паркера» (или манускрипт А), созданная на рубеже IX и X веков – в значительной мере на основе сочинений монаха Беды Достопочтенного. Остальные манускрипты представляют собой монастырские хроники, частью на древнеанглийском, частью на латыни, отчасти являющиеся переписью более старых, не сохранившихся трудов. (Прим. ред.)
51
Династия Феодосия правила с 379 по 457 год; воспоследовавшая династия Леонидов – с 457 по 518 год. (Прим. авт.)
52
Уточнения ради приведем выдержку из книги С.Б. Дашкова «Императоры Византии» (АПС-книги, 1997): «Приняв активное участие в возведении на престол Маркиана, а затем, видимо, и в его устранении… [Лспар] не пожелал выпускать из рук бразды правления и после смерти Маркиана незамедлительно провел на трон свою очередную креатуру – фракийского трибуна Льва. Император Лев I… по слухам, в молодости был мясником, и в столице будто бы долгое время желающим показывали лавочку, в которой тот торговал мясом вместе со своей женой Вериной… Чтобы придать больше законности процедуре передачи власти (7 февраля 457 года) в руки человека… низкого звания, был найден весьма оригинальный выход: диадему на нового басилевса возложил… константинопольский патриарх Анатолий. Лев стал первым императором, которого глава церкви венчал на царство. Этот обряд стал затем обязательным не только в Константинополе, но и во всем христианском мире». (Прим. ред.)
53
Вместе с Аспаром были казнены два его сына, старшему из которых первоначально была обещана рука Ариадны. С.Б. Дашков пишет: «Возможно, что именно после кровавой истории с Аспаром и его сыновьями кличка Макелла – „мясник, убийца“ – стала окончательной спутницей этого императора…» (Прим. ред.)
54
Цистернами в то время именовались закрытые водоемы для хранения запасов воды, широкие и глубокие, но с небольшим, как у колодца, отверстием. (Прим. ред.)
55
Изложение этих событий усложняется тем, что имя Теодорих (Теодерих) было весьма популярно у готов. Теодериха, предводителя остготов, не стоит путать с Теодорихом I или Теодорихом II, королями союза вестготов. Более того, у остготов было два объединения, во главе каждого стоял полководец по имени Теодерих. Здесь идет речь о Теодорихе Остготе, впоследствии прозванном Великим. Он командовал паннонскими остготами, в то время как его дальний родственник Теодерих Страбон (Косой), получивший это прозвище за соответствующий дефект глаз, правил во Фракии. Эти два полководца не были союзниками по умолчанию, поскольку оба сражались за одни и те же скудные ресурсы. Они вместе выходили против Зенона по крайней мере один раз, а Зенон в разные времена заключал с одним Теодерихом союз против другого. Однако Теодорих Косой умер около 481 года, после чего Теодерих Великий стал править всеми остготами. (Прим. авт.)
56
Речь идет о Нварсакском договоре. Благодаря ему народ Армении обрел национальное самосознание. (Прим. авт.)
Самосознание армян как отдельного народа сложилось намного раньше. На протяжении почти 85 лет после Нварсакского договора страна могла жить мирно, восстанавливались разрушенные во время войны села и города; развивалось сельское хозяйство, ремесла и торговля, однако полученная независимость была лишь частичной. (Прим. ред.)
57
Современные римские историки называли славян «гетами», поскольку те впервые появились на территориях, где прежде обитал народ гетов. (Прим. авт.) Автор путает понятие «языковой семьи» и «языковой группы»: и славянские, и германские языки принадлежат к одной и той же семье – индоевропейской, но к двум разным её ветвям, или группам. Современные лингвистические исследования показали также наличие изначальной общности между протославянским и протогерманским языками. (Прим. ред.)
58
«Изначальная родина славян» – академический вопрос, который, как и многие другие этнические вопросы, заключает в себе политический подтекст. (Прим. авт.)
59
Мною избран термин «Византия», а не «Византийская империя» по отношению к восточной части старой римской империи. Насколько нам известно, термин «Византийская империя» является более поздним названием, которое жителями Византии не использовалось. (Прим. авт.)
60
В специальной литературе наименование «Силла» обычно не склоняется, но мы для большего удобства чтения нарушаем это правило. (Прим. перев.)
61
Автор излагает этот период истории Китая не только слишком сжато (не называется даже имя императрицы), но и сбивчиво. Ниже мы приводим более развернутое описание событий, сохраняя принятую в данном переводе транскрипцию имен. Придя к власти, императрица Ху первым делом казнила фаворитку супруга и ее родичей из семьи Гао.
В 520 году князь Тоба И (родственник правящего дома) при поддержке капитана гвардии Лю Тэна ввёл войска во дворец, казнил фаворитов императрицы, а её саму заключил в темницу. В 523 году произвол приближённых Тоба И вызвал народные волнения. В 525 году императрица Ху выбралась из темницы, и её сын Вэй Сяо-Мин казнил семью Тоба И, а ему послал приказ о самоубийстве. В том же году Вэй захлестнуло волной восстаний. В 526 году военачальник из племени табгач, Гэ Жун, поднял мятеж и провозгласил себя императором. Талантливый сяньбийский вождь Эрчжу Жун со своей дружиной (7 тысяч человек) напал на огромное войско Гэ Жуна, захватил его в плен и привёз в столицу. Здесь Эрчжу Жун, по совету родичей казненного Гао, сговорился с князьями Тоба свергнуть императрицу Ху. Но в 528 году Ху отравила сына и провозгласила императором внука, однако тот был почти сразу свергнут Эрчжу Жуном. Выдав свою дочь замуж за Вэй Сяо-чжуана, Эрчжу Жун сделал императором зятя, который был ему послушен. В 529 году началось новое восстание. Мятежники захватили Лоян. Эрчжу Жун и император собрали армию на севере, и Эрчжу Жун отбил Лоян. Но уже в 530 году Вэй Сяо-Чжуан вызвал Эрчжу Жуна в столицу, якобы уличив его дочь в измене, а когда тот приехал, император собственноручно убил его, а затем устроил пир по этому поводу. Брат убитого Эрчжу Шилун поднял 1000 сяньбийских всадников и, разметав императорскую гвардию, вступил в Лоян. Разъярённый, он задушил императора и приказал разграбить город. Эрчжу Шилун и китаец Гао Хуань встали у власти, назначив императором первого попавшегося родича правящего дома. (Прим. ред.)
62
Название Сассекс (Sussex) имеет древнеанглийские корни. Буквально – «южные саксы». Набеги саксов участились уже к концу римской оккупации Британии, поэтому на юго-восточном берегу острова возвели множество фортов, таких, как Андеритум (ныне Певенси-Кастл). Только после того, как в 491 году ими был взят этот замок, они начали всерьез теснить бриттов на запад. Король Элли был «бретвальдой», самым влиятельным из современных ему саксонских правителей. Однако после него Сассекс постепенно пришёл в упадок и в 823 году полностью попал под власть Уэссекса. (Прим. ред.)
63
Напомним, что манихеи рассматривали добро и зло как равные противопоставленные силы, в то время, как халкидонское христианство утверждало всемогущество доброго бога и в конечном счете предвещало победу над злом. Несториане верили, что Христос обладал двумя отдельными природами, человеческой и божественной – а халкидонское христианство утверждало, что две природы таинственно объединены в Иисусе, который был неразделимо богом и человеком. Таким образом, обе «ереси» исповедовали дуализм, а халкидонское христианство было монистичным. (Прим. авт.)
64
Дата установлена предположительно. Дэвид Кейс в своей книге «Катастрофа» (1999) дает обширный обзор всех имеющихся свидетельств. Назывались и другие даты, но данные дендрохронологии указывают именно на 535 год. (Прим. авт.)
Вокруг Кракатау и в прилегающих районах выявлены следы мощных извержений еще доисторических времен. Извержение 535 года, одно из мощнейших, привело к глобальным климатическим последствиям, на что указывают данные по годичным кольцам древних деревьев в разных районах планеты. Произошло обрушение крупного участка поверхности, – так образовался Зондский пролив, разделивший Суматру и Яву. В дальнейшем самым разрушительным стало извержение 1883 года. Оно стоило жизни почти 40 тыс. чел. и практически уничтожило остров, где располагался вулкан. Уже в 1927 году на том же месте произошло подводное извержение, и появился новый вулкан, Анак-Кракатау, который вырастал ежегодно в среднем на 6,8 м. Вулкан по-прежнему активен. С 1994 года небольшие извержения происходят регулярно. Последнее извержение длилось с апреля 2008 года по сентябрь 2009 года. (Прим. ред.)
65
Эль-Ниньо происходит при значительном подъеме температуры поверхности Тихого океана у побережья Южной Америки. Из-за этого меняется погода, и на ряд областей Южной Америки обрушиваются шторма, сопровождающиеся наводнениями. Эль-Ниньо также заметно уменьшает популяцию рыбы, нанося серьёзный удар по благосостоянию рыбаков. Засухи и наводнения с 535 по 593 год тщательно задокументированы учёными, изучившими древесные кольца, отложения на дне озёр и другие свидетельства. Причина их возникновения всё ещё под вопросом. Извержение вулкана Кракатау – наиболее логичное объяснение; однако приводились также аргументы в пользу извержения вулкана Эль-Чичон и падения кометы в Северной Америке. (Прим. авт.)
«Эль-Ниньо» по-испански означает «Младенец». Так моряки прозвали теплое северное течение у побережья Перу, так как оно наиболее заметно в дни Рождества. С конца XIX века стали накапливаться наблюдения о связи этого течения с засухами в Индии и Австралии, с наводнениями в разных странах. Это атмосферное явление приэкваториальной зоны Тихого океана, получившее название конвекционной циркуляции, впервые описал в 1923 году Гилберт Т. Уолкер. Только к концу XX в. выяснились связи Эль-Ниньо с климатом всей планеты. (Прим. ред.)
66
Монте-Альбан – испанское название местности, данное её нынешними жителями. Как она называлась в то время, неизвестно. (Прим. ред.)
67
Теотиуакан – имя, данное городу через много лет, после его захвата ацтеками, которым в то время оставалось ещё несколько столетий до появления на сцене истории. Исконное имя города неизвестно. (Прим. ред.)
68
Десятилетия разрухи (от 60 до 120 лет в разных городах) считаются завершающими годами раннего классического периода месоамериканской истории. Так называемый доклассический период длится с 1500 года до н. э. до 250 года н. э. После этого археологи разделяют месоамериканскую цивилизацию на ранний классический (250–600), поздний классический (650–900), ранний пост-классический (900—1200) и поздний пост-классический (с 1200 до испанского завоевания) периоды. (Прим. авт.)