История спиритизма. Исследование духовного мира - стр. 6
В записях Сведенборга есть такой рассказ по поводу смерти Полхема[3]: «В понедельник он умер, а во вторник разговаривал со мной. Я присутствовал на похоронной процессии. Полхем сказал, что видел и катафалк, и то, как его гроб опустили в могилу. Он поговорил со мной о траурной церемонии и поинтересовался, почему его похоронили заживо. Еще Полхема удивили слова священника по поводу того, что в день Страшного суда он воскреснет, тогда как он уже воскрес. И вообще, у него такое чувство, будто он и не умирал». Описанная история полностью соответствует практике современных медиумов. Другая запись: «Браге[4] обезглавили в десять часов утра, а со мной он беседовал в десять часов вечера того же дня. Его контакт со мной не прерывался на протяжении нескольких дней».
Эммануил Сведенборг
Ознакомившись с этими и подобными «видениями», можно сделать вывод, что беседы, которые Сведенборг вел с умершими, для слушателей не более мифические, чем разговоры Христа с Илией или Моисеем. Но хотя Сведенборг четко и доходчиво изложил свою точку зрения, стоит упомянуть и о том, что в его время у людей было мало знаний, мало опыта, и они не могли разобраться в сути новой теории.
Сведенборг считал, что Бог с присущей Ему мудростью разделил мир земной и мир загробный и не оставил людям и духам возможность общаться между собой. Но исключения все же есть: в тех случаях, когда есть веские причины и убедительные доводы, беседа может произойти (так называемые курьезные видения сюда не относятся). С такой точкой зрения согласится любой новый последователь этого учения, если он серьезно воспринимает законы земного существования. В нынешний век, когда царит материализм (что Сведенборг вряд ли мог себе представить), мы направляем усилия на то, чтобы, отталкиваясь от материалистического учения, доказать главенствующую роль духа. Между тем с философией материализма Сведенборг был очень хорошо знаком. И со всей определенностью можно сказать, что если бы он жил в нашу эпоху, то в современном спиритическом движении мог быть настоящим лидером.
По убеждению Сведенборга, плотные облака, заволакивавшие небо, не что иное, как результат психической деятельности всех людей. Моменты очищения, периодически наступавшие, он сравнивал с громом, при раскатах которого атмосфера делается свежее. Он видел глупую деятельность некоторых Церквей, как неразумно они поступают, когда провозглашают диктат религии, ее абсолютную власть, и всеми силами противостоят рождению какого-либо другого вероучения, и из-за этого мир движется в опасном направлении. Нынешние авторитетные специалисты в сфере психологии, в частности Вэйл-Оуэн, вели беседу с таким вот облаком, сгустившимся над землей, и после разговора они почувствовали необходимость очиститься.