История спиритизма. Исследование духовного мира - стр. 38
Стоит добавить, что, по словам госпожи Фитцджеральд, на первом сеансе миссис Хайден присутствовали леди Комермер с сыном, а также майор Коттон и господин Томпсон из Йорка.
В британской прессе развернулись яростные баталии. Издания «Хаузхолд уорд», «Зоист» и «Лидер» опубликовали статьи критического свойства, с которыми был не согласен мистер Генри Спейсер[34]: его возражения напечатала лондонская газета «Критик». В этом же периодическом издании появилась объемная статья-послание, автор которой – духовное лицо из Кембриджа – подписался только буквами «М. А.». Существует предположение, что автором был преподобный А. У. Гобсон, который служил в Кембридже, в Колледже святого Иоанна.
Послание упомянутого господина было написано ярко и сильно, но из-за его пространности мы не можем процитировать послание полностью. Этот джентльмен, насколько мы знаем, был первым церковнослужителем, публично выступившим на тему Спиритизма, так что этот эпизод не мог пройти мимо нашего внимания. Странность, которая, впрочем, была характерна для атмосферы той эпохи, заключается в том, что люди, посещавшие сеансы мало тревожились религиозной сутью данного явления. Зачастую они спрашивали духа о том, какое второе имя у их бабушки или сколько всего у них дядей. Подобные пустяковые вопросы задавали даже очень серьезные люди, у них и мысли не возникало, какие они обрели возможности для того, чтобы глубоко обосновать религиозные вероучения. А упомянутый церковнослужитель хоть и не очень четко, но разглядел религиозные корни этого явления. Статья господина «М. А.» заканчивалась так:
«…Явление это лишь недавно достигло Англии, тем не менее за несколько месяцев, что протекли со времени приезда супругов Хайден, оно распространилось со скоростью лесного пожара. Я полагаю, что вправе сказать: ажиотаж только зарождается. Поначалу люди считают эти явления шарлатанством и жульничеством самого низкого пошиба, но затем, когда человек лично удостоверится в существовании явления, он пугается и изумляется, начинает строить самые невообразимые предположения: например, делает вывод, что это козни дьявола, или впадает в другую крайность – что это новое Божественное откровение. Я видел, как образованные, талантливые люди подвергались настоящей мистификации; как к этому относиться – непонятно никому. Лично я признаюсь, что сам обескуражен. У меня ощущение, даже глубокая уверенность, что это не надувательство. Я принимал участие в бесчисленных проверках, о которых уже рассказывал; вдобавок я приватно говорил с мистером и миссис Хайден по отдельности, и все их слова были искренними и пронизаны непоколебимой уверенностью. Конечно, для сторонних людей это не является убедительным доводом, но лично я расцениваю это как доказательство. Если на самом деле происходит обман, то супруги тоже обмануты, как и другие».