Размер шрифта
-
+

История социальной работы. Учебник - стр. 6

: архаическую; конфессиональную; государственную; общественно-государственную; социетальную.

Исторические модели социальной работы в данном учебнике выделяются на основе исторических парадигм. В истории социальной работы можно выделить следующие модели: архаическую; государственную; конфессиональную; социального благоденствия (выравнивания) на Западе; социального обеспечения в СССР; формирования социального капитала.

Очевидно, что в результате развития общества интерес к его истории все более нарастал, что требовало определенной систематизации знаний. Вследствие этого сегодня принято выделять всеобщую историю, в рамках которой изучаются общие законы истории человечества; история Древней Греции, Древнего Рима, ряда других государств, в том числе и России. В рамках истории России как отечественной истории с конца прошлого столетия стала формироваться самостоятельная отрасль знания – социальная история. В ее недрах с момента возникновения социальной работы в России (1991) стала изучаться узкая специальная отрасль исторического знания – история социальной работы. Эта область познания может быть еще более сужена спецкурсом по истории отечественной благотворительности. Зарубежная научная историческая мысль в области социальной работы, в отличие от России, носила недискретный (непрерывный) характер и занимает стабильное место в историческом контексте, будучи, тем не менее, также ограничена спецификой познания.

Предметно-понятийные интерпретации основных дефиниций в контексте генезиса социальной работы

Каждая наука имеет свою терминологию, свой понятийно-категориальный аппарат. История социальной работы не является исключением. Рассмотрим основные категории нашего курса.

Современное понятие «социальная работа» – продукт американской системы помощи XX в. До появления нового термина в мировом цивилизованном пространстве использовались производные от латинского «caritas» (любовь, уважение, милосердие) и древнегреческого «philanthropos», что буквально означает люблю (phileo) + человека (anthropos).

С усилением могущества и влияния Церкви понятие «caritas» стало восприниматься как конфессиональная помощь. В XVIII в., когда религиозные догмы перестали довлеть над миром, философы пытались построить новую мораль на основе разума и рационализма. Вследствие этого возникло новое понятие – «благотворительность» (от фр. «bienfaisance», что буквально означает хорошее дело (поступок).

Термин «bienfaisance», буквально переведенный с французского языка историком Н. М. Карамзиным в XVIII в. как благотворительность, был введен в научный оборот аббатом Бернаденом де Сен-Пьером в эпоху развития идей рационализма с целью развести конфессиональное понятие «charite» (латинское «caritas»), имевшее в Средние века чисто христианский смысл, и новое понимание филантропической деятельности, выходящее за пределы церковного представления о помощи.

Страница 6