История социальной работы. Учебник - стр. 42
Интересно, что делом государственного призрения занимались также и некоторые другие приказы. Так, к примеру, Печатный и Поместный приказы наряду с основной своей деятельностью осуществляли также и призрение нуждающихся слоев населения, основные формы которого носили как традиционный, так и узкоспециализированный характер. Само же оказание помощи становилось возможным благодаря наличию в приказах свободных денежных средств, поступавших в доходы этих учреждений, расходование которых определялось как указами царей, так и решениями приказного начальства.
Таким образом, в заключение можно отметить, что оказанием социальной помощи и поддержки населению занимались не только известные в этом контексте Патриарший, Аптекарский, Тайных дел, Большого Дворца и Полоняничный приказы, но и другие государственные структуры исполнительной власти.
Развитие нормативно-правовой поддержки, социальной помощи и взаимопомощи в конфессиональной парадигме
В нашей стране еще в Древнерусский период истории Церковь приобретает большой вес сразу после принятия христианства. В 996 г. при князе Владимире был принят Церковный устав, составленный им же, в котором определялось, что забота о призрении бедных, немощных, больных и странствующих и других нуждающихся вменялась в обязанности духовенству. Источником материальных и финансовых средств служила десятина – десятая часть поступлений от хлеба, скота, торговой деятельности, судебных пошлин и т. д. На эти средства монастыри содержали странноприимные дома (приюты для странников), богадельни, больницы и школы, так как грамоте учили детей монахи (первоначально преимущественно «греческие», то есть византийские, они же выступали в роли лекарей, передавая русскому монашеству знания и опыт западного и отчасти восточного мира).
В Церковном уставе X в., как и в последующих дополнениях, указывалось, что Церковь разбирает семейные дела и разрешает конфликты, наказывает за неверность жен и мужей, следит за соблюдением прав сирот и вдов, а также соблюдает жизнь прихожан в чистоте духовной. Церковь же следила за правильностью торговых отношений. По Уставу в алтаре церквей хранились эталонные меры веса, длины, объема, они могли быть востребованы в спорных случаях.
В XI в. при Ярославе Мудром произошла первая кодификация русского права, был сформирован документ «Русская Правда». Существует несколько его редакций (списков), которые, вероятно, представляют сборник норм, созданных в разных местах, в разное время. По мнению русского историка Н. И. Костомарова, невозможно точно определить, в какие годы и в каких регионах были установлены законоположения, собранные в этом своде законов. Ученые признают принадлежность времени Ярослава первых 17 статей этого сборника, остальные могли быть написаны при сыновьях и внуках Ярослава, о чем прямо говорится в самих статьях. И хотя главным предметом здесь были случаи обид и вреда, наносимых одними лицами другим, включая формы ответственности за убийство, кражу или побои, существовало 8 статей, в которых зафиксированы положения, охраняющие некоторые категории населения – женщин-вдов, младших детей, детей-сирот. Это в основном законы о наследовании имущества, в которых защищались права указанных групп.