Размер шрифта
-
+

История социальной работы. Учебник - стр. 32

Темы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Архаическая парадигма помощи.

2. Культовые формы помощи с различными сакральными атрибутами. Языческие традиции в восприятии современной молодежи.

3. Общинно-родовые формы помощи и поддержки: традиции и современные реновации.

4. Хозяйственные формы помощи у древних славян: исторические особенности и современные традиции у народов РФ.

Темы для докладов и рефератов

1. Верьвь как нравственная норма взаимоотношений в славянской общине.

2. Мифы древних славян как способ ненаучной рефлексии на окружающий мир.

3. Проблемы периодизации развития мифологических представлений славян (на примере работ Б. Рыбакова, Д. Шеппинга, Я. Боровского и др.).

Список литературы

1. Боровский Я. Е. Мифологический мир древних славян. Киев, 1982.

2. Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.

3. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

4. Фирсов М. В. История социальной работы: уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, Трикста, 2008.

5. Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., 1849.

Тема 1.3. Особенности конфессиональной системы помощи в России

Аннотация. Третья тема первого модуля посвящена особенностям конфессиональной парадигмы в России, которая включает в себя два исторических периода развития социальной работы в нашем Отечестве: период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII в. и период церковно-государственной помощи с XIII до конца XVII в.

Цель. Дать представление о политических и экономических предпосылках, обеспечивших смену парадигмы, познакомить со спецификой деятельности ктиторских и вотчинных монастырей, а также приходов в организации помощи нуждающимся.

Крещение Руси и его последствия

В X–XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающихся. Это связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций. В этот период у славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родо-племенные связи. Создались условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» фигурируют князья и их дружины.

С древнейших времен на Руси благотворительностью занимались русские князья. Разрозненные факты, свидетельствующие об этом, зафиксированы задолго до принятия русичами христианства. Самые древние акты благотворения встречаются в договорах с греками о выкупе русичей из плена за счет казны еще при князьях Олеге (911) и Игоре (944). С принятием христианства эта деятельность усилилась.

Страница 32