История социальной работы. Учебник - стр. 29
В народе «помочи» рассматривались как трудовой праздник, в котором принимало участие все сельское население независимо от социальной принадлежности общинника.
Виды «помочей»: обязательные и необязательные; сезонные и внесезонные; связанные и не связанные с сельскохозяйственными работами.
К обязательным несезонным видам помощи можно отнести такие формы поддержки, которые связаны с экстремальными ситуациями, например пожарами или наводнениями.
Обязательной формой поддержки можно считать «наряды миром». Она осуществлялась в том случае, когда в общине заболевали взрослые и нужна была помощь в деле управления хозяйством. В перечень таких помочей входили растапливание печи, кормление домашнего скота, уход за детьми.
К данной группе поддержки можно отнести и обязательные помочи при постройке дома, мельницы, других общественных объектов, когда за угощение осуществлялся весь необходимый комплекс работ. Все вышеперечисленные формы помощи относятся к внесезонным.
Обязательные сезонные помочи связаны с такими сельскохозяйственными работами, как покос общественных угодий, сбор урожая и т. д. В их числе отдельно следует выделить толоки. Толоки включали в себя не только формы совместной обработки земли, но и различные виды перевозок: сена, хлеба, навоза. В разных местностях они имели различную направленность: с одной стороны, они были формой совместной деятельности, с другой – формой помощи бедным крестьянам.
Своеобразной формой помощи была и форма складчины. Под этим явлением понималось не только совместное кормление, но и заготовка складчиной корма для скота.
Можно говорить и еще об одном виде хозяйственной помощи, связанном с совместным использованием рабочего скота – супряге. Супряга – разновидность обязательной сезонной помощи в виде обработки земли наемными волами. Этот вид помощи предусматривал взаимообмен услугами, когда предоставляющий помощь в конечном итоге сам выступал в качестве «нанимателя на работу».
К необязательным и несезонным видам помощи можно отнести различного рода соседские «помочи». Необязательные виды помощи имели свой структурный сценарий. Он состоял из следующих элементов: ритуальный договор, где обязательным элементом являются «хлеб-соль и магарыч», совместная трудовая деятельность в договорные сроки, праздник по окончании работ. Если проанализировать различные многообразные их формы, то можно отметить, что в организации такой соседской помощи сохранены остатки магических аграрных культов, и по завершении всех видов полевых работ устраивались всем миром совместные трапезы, игры, танцы, катания.