История русского народа - стр. 91
Льготные грамоты Ярослава не дошли до нас. Древнейшие договорные грамоты новгородцев с князьями, которых они принимали к себе, относятся к середине XIII века, значит, они могут дать нам только приблизительное понятие о конституции новгородской и изменениях ее при Ольге, при Ярославе и в середине XII века. Вот основание договоров Новгорода с князьями с середины XIII столетия:
1. Князь предводительствует войском, имеет своих бояр и чиновников, но без новогородского слова войны не замышляет и только по решению Новгорода объявляет войну.
2. Новгород платит ему условленную часть их пошлин, даней и доходов.
3. Князь имеет право приставить для этого своих чиновников.
4. Судьи и гражданские чиновники избираются Новгородом, и князь и никто из его приближенных, ни в избрание, ни в суд не вмешивается и самосуда не имеет.
5. Без посадника князь не может давать никому ни волостей, ни наград и ни у кого ничего взять и отнять не может.
6. Князь пользуется охотой, рыбной ловлей и даже заготовлением себе припасов на известных условиях.
7. Ни князь, ни чиновники его не имеют права брать подводы, кроме ратного случая.
8. Донос раба или рабыни князю не приемлется.
9. В договоры с князьями и иноземцами князь не вступается.
10. В торговлю не имеет он права вмешиваться: ни останавливать ее, ни приставлять своего пристава.
11. Кто из чиновников или ближних князя своей обязанности не исполнил, того новгородским хлебом не кормить, и, при посредничестве князя, быть тому судимым Новгородом.
Что ж после этого значил князь новгородский? Он был полководец, которому платили в жалованье часть государственных доходов. Но как объяснить ту покорность, какую оказывали князьям новгородцы на словах и на письме? Духом времени, понятиями людей о предметах, различными в разные времена. Афинянин, раб какого-нибудь хитрого Перикла, называл себя свободным, а вольный новгородец, ограничив власть князя, свергая его при первой прихоти, кланялся ему и скреплял постановления именем князя.
Опровергнув ложное понятие о власти князей новгородских, рассмотрим сущность новгородского правления.
Мы заметили сходство истории Новгорода с историей городских общин в разных местах Европы; сказали также, что и конституция Новгорода была подобна их конституциям. Князья окружные были то же в отношении к Новгороду, что бароны из Сен-Кентена; князь киевский то же, что короли французские для сих городов.
Основание силы новгородцев составляет сам Новгород. Он обладал обширным пространством земель, которое выше было нами обозначено. Каждый оседлый новгородский гражданин считался человеком свободным и свободно подавал свой голос в общем деле, свободно противился мнению другого и должен был уступать только большинству голосов. Новгород делился на пять частей, или концов; кроме того, пространство земли на несколько верст вокруг называлось городским станом. На главной городской площади, близ Софийского собора, висел колокол. Звон этого колокола возвещал гражданам, что их призывают на вече, или совещание. Тогда со всех концов шли на площадь граждане, им предлагали дела, выслушивали их решение, и определяли их исполнение.