Размер шрифта
-
+

История России - стр. 9

– процесесе формирования тех или иных народов. В советской науке долгое время господствовала теория об извечном проживании тех или иных этносов на их территориях. Более поздние исследования показали огромную роль миграций в этногенезе: народы не сидели на месте, они передвигались порой на огромные расстояния и в процессе передвижения смешивались, ассимилировали друг друга.

Неолит – время формирования языковых семей. К. сожалению, данные историко-лингвистических реконструкций для этого периода далеко не всегда удается однозначно и аргументировано наложить на археологическую карту.

К эпохе неолита относят формирование праиндоевропейской общности и, соответственно, праиндоевропейского языка. Значит, для этого времени можно говорить о глотогенезе – формировании языков. В число индоевропейских языков входят: индийские, иранские, италийские, кельтские, германские, балтийские, славянские, армянский, греческий, албанский, а также некоторые уже мертвые языки (хетто-лувийский, тохарский, фригийский, фракийский, иллирийский и венетский).

Известно, что около 3000 г. до н. э. начался процесс распада праиндоевропейской общности, но проблема «прародины» индоевропейцев вызывает большие споры.

Наиболее обоснованной считается «восточно-анатолийская» теория Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, разработанная в первой половине 80-х гг. XX в. По мнению ученых, древнейшая территория обитания праиндоевропейцев – Армянское нагорье, вокруг озер Ван и Урмия. Именно отсюда, если принять данную концепцию, индоевропейцы и начали свой долгий путь в мировую историю. В ходе миграций от общеиндоевропейского массива отделилась древнеевропейская языковая общность, объединявшая предков западноевропейских народов. Теорию о древнеевропейской общности выдвинул еще в 1950-е гг. германский лингвист Г. Краэ. Древнеевропейцы могли проникать на территорию Восточной Европы. Однако большинство исследователей считает, что основным индоевропейским населением здесь было другое ответвление индоевропейцев – индо-иранцы (арии)[3].

В основе экономики индоевропейцев лежало земледелие в комплексе с животноводством. Основу социальной структуры составлял род. Как показал Э. Бенвенист, наиболее широким социальным понятием, включавшим роды, было «народ». У индоевропейцев возникло противопоставление «свободный» – «раб», хотя рабство было архаичным, патриархальным. Появились обозначения – «предводитель племени», «властелин», «царь».

Для социальной структуры индоевропейских народов характерна широко известная теперь трифункциональность, идея которой была выдвинута и детально разработана французским ученым Ж. Дюмезилем. Он показал, что уже в глубокой древности у этих народов определились три социальные функции: культовая (жрецы), военная (вожди) и хозяйственная (земледельцы и ремесленники). Такая структура была и в реальной жизни и одновременно отражалась в мифологических и эпических представлениях индоевропейцев.

Страница 9