История России - стр. 84
Б.Б. Кафенгауз изучил и псковское посадничество, составил список псковских посадников. Правда, время и обстоятельства появления посадничества в Пскове до сих пор остаются невыясненными. Первоначально посадники назначались старшим городом, но, по мере становления местного города-государства, они стали земской, общинной властью. Общинной властью были и сотские, генетически связанные с военной организацией общины в древности. Не будучи ослабленным разделением на сословия, псковское вече сохраняет свое единство и могущество до конца самостоятельности города-государства, «ревниво следя за своими интересами» (К.Н. Бестужев-Рюмин).
Псковская церковь находилась в зависимости от новгородского владыки. В XIV веке псковичи попытались сделать ее самостоятельной. По условиям Болотовского договора, который зафиксировал окончательное отделение Пскова от Новгорода, наместник стал назначаться из среды самих псковичей. В Пскове община принимала столь же активное участие в жизни Церкви, как и в Новгороде.
Пограничное положение, угроза со стороны орденских братьев и шведов ставили Псков в тяжелое положение, заставляли лавировать между усиливавшимися Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским. В конце XIV в. Псков окончательно переориентировался на Москву, что и позволило ему дольше сохранить свою автономию.
Московское государство в XIV–XV вв.
Земли Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы. Северо-Восточная Русь в начале XIV в. – это несколько земель, существовавших здесь с домонгольских времен. Они составляли некую федерацию во главе с владимирским великим княжением. Среди недавно сформировавшихся земель особым потенциалом обладала Тверская волость. Восстановившись после монгольского нашествия, тверская городская община («тверичи») крепнет и начинает притягивать к себе значительную округу. Идет процесс формирования города-государства, показателем интенсивности которого становится появление княжеского стола.
Ко времени правления князя Михаила Ярославина (1285–1318) окончательно сформировалась политическая система города-государства, включавшая в себя основные политические институты – княжескую власть, вече, тысяцких и сотских. Князь пытался придать этой государственности устойчивость в плане взаимоотношений с Ордой. Свое правление Михаил начал с закладки храма Спаса – первой каменной церкви, возведенной после монгольского нашествия в землях Северо-Восточной Руси и главной волостной святыни. В Твери возродилось и летописание.
Значительные силы сконцентрировались и в Поволжье, где сформировалась особая земля (во многом на основе прежней Суздальской), центром которой был сначала Городец, а затем Нижний Новгород. В XIV столетии Нижегородская земля становится одной из самых сильных в Северо-Восточной Руси. Нижний Новгород был вторым после Москвы городом, где приступили к строительству каменного кремля. В нижегородском Спасском соборе при князе Константине Васильевиче началось составление летописи. Князь этого волжского города в 1347 г. добился учреждения особой Суздальской епископии, породнился с Ольгердом – великим князем Литовским и играл значительную роль в Восточной Европе.