Размер шрифта
-
+

История России - стр. 59

Значительное количество городов говорит об ошибочности распространенной точки зрения о несовместимости оседлой городской культуры и степной, скотоводческой. Именно благодаря тесному союзу города и степи, бурному развитию ремесла, образовался тот специфический экономический потенциал, который на долгие годы обеспечил мощь степных улусов, созданных Чингизидами (В.Л. Егоров). Городская цивилизация Орды, пышно расцветшая трудами покоренного населения, носила «имперский» характер, была призвана обслуживать сильную центральную власть ханов, оснащенную бюрократической машиной.

На территории Орды находились итальянские колонии, принадлежавшие Генуе и Венеции, разбросанные по восточному побережью Азовского и Черного морей. Это были небольшие фактории разного типа, в организации которых исследователи намечают два этапа: первый приходится на конец XIII – начало XIV в.; второй на 60—80-е гг. XIV в. Административным центром их был город Каффа (Феодосия) на Южном берегу Крыма.

Орда отличалась сложным этническим составом (здесь жили потомки многих народов, завоеванных в свое время монголами: половцы, аланы, славяне и т. д.) Надо отметить достаточно высокую культуру, ставшую своего рода симбиозом культур завоеванных народов. Это была «чуждая номадам яркая урбанистическая восточная средневековая культура, культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана, математиков и астрономов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии» (Г.А. Федоров-Давыдов).

Первые ордынские ханы были язычниками и отличались веротерпимостью. Правовую основу жизни общества составляло еще языческая правовая система – Яса. В первой половине XIV в. начинает распространяться ислам, ставший официальной религией. Это способствовало усилению контактов с мусульманским миром и увеличивало число «восточных» черт в облике государства и его культуре. В том же столетии наблюдается переход от правовых норм Ясы к мусульманскому праву, но Яса продолжала действовать очень долго в среде кочевого населения.

История Золотой Орды представляет важную страницу нашей российской истории, несмотря на то, что в результате похода Тимура в Золотую Орду (1395–1397 гг.) были подвергнуты беспощадному разгрому все основные улусы с наиболее развитой системой городов и торговых путей. В Великой степи снова наступил хаос.

Русь и Орда. После смерти Юрия и трех его сыновей великим князем владимирским стал Ярослав Всеволодович (1238–1246). Теперь в положении великого князя, как, впрочем, и других князей появилась одна новая черта. Князья должны были время от времени отправляться в ставку хана, чтобы получить подтверждение своего права на княжение. Такое право оформлялось специальным документом – ярлыком. Естественно, что эта практика не придавала князю уверенности в завтрашнем дне: ордынский хан-«благодетель» мог внезапно изменить свое решение или просто сам погибнуть.

Страница 59