История России - стр. 100
К исходу 1550-х гг. политика Ивана IV становится более самостоятельной и жестокой. В это же время скончалась любимая жена Анастасия, оказывавшая «умиротворяющее влияние на страстную, порывистую натуру царя» (Д.И. Иловайский). Начались репрессии: в измене был обвинен глава Боярской думы Иван Бельский, многие бояре изгнаны из Думы, были и убиенные. Царь обвинял во всех смертных грехах своих бывших сторонников. В 1563 году в возрасте 80-ти лет умер опытный и авторитетный политический деятель – митрополит Макарий, умевший сдерживать гнев царя. Репрессии усилились.
Реакцией знати на все эти меры был отъезд, по сути дела, бегство за пределы Московского государства. Бежал в Великое княжество Литовское легендарный казацкий предводитель Дмитро Вишневецкий, боярин Колычев и другие, в апреле 1564 г., оставив жену и малолетнего сына, перебежал князь Андрей Курбский.
Это больше всего впечатлило царя и не только из-за давней дружбы с князем. В отличие от других перебежчиков, Курбский обратился к царю с гневным посланием. Между бывшими друзьями завязалась знаменитая переписка, в которой и тот и другой высказали свое политическое и жизненное кредо.
Опричнина. В декабре 1564 г. Иван в сопровождении бояр и дворян отправился по святым местам. В этом не было ничего удивительного. Но это не было обычное богомолье – царь прихватил с собой казну, а обоз и толпу свиты сопровождал большой отряд детей боярских из разных городов.
Поездив по окрестностям Москвы, он обосновался в Александровой слободе. Отсюда Грозный отправил в январе два послания, которые огласили на Красной площади. В первом он возлагал гнев и опалу на высшее духовенство и всех бояр и детей боярских за их измены. Царь, «не хотя их многих изменных дел терпети», решил оставить престол. Грамота, обращенная к посадским жителям Москвы, демагогически заявляла, что «гневу на них и опалы никоторые нет».
Царь довольно быстро согласился на уговоры вернуться, но выдвинул свои условия. В указе он объявил о своем желании «учинити ему на своем государстве себе опричнину». Так называли землю («опричь», т. е. кроме всей остальной земли), которая выделялась вдовам князей, помимо основного удела. Царь Иван подразумевал под «опричниной» нечто вроде своего личного удела.
Напротив Кремля на Неглинной, подвергнув сносу прежние постройки, возвели Опричный двор. Земельный фонд опричнины сформировался не сразу, а на протяжении нескольких лет. Как считает большинство исследователей, в опричнину были выделены следующие земли: уезды центра (Суздальский, Ростовский, возможно, Костромской, часть Переславль-Залесского), уезды, пограничные с Великим княжеством Литовским, богатые черносошные земли в Поморье. Опричная часть была выделена и в Москве. В опричнине была своя Боярская дума, было свое войско. В опричнину взяли тысячу служилых людей, причем в основном из захудалых родов, незнатных. Из источников того времени известно, что опричники должны были носить одежду из материи черного цвета, а сверху грубую овчину, иметь собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это означает, что они сперва кусают как собаки, а затем выметают все лишнее из страны.