История России. XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894–1922). Том I - стр. 143
Г. В. Плеханов, разделяя взгляды Маркса и Энгельса, был решительным сторонником «диктатуры пролетариата». Один из его ближайших соратников 1880-х гг., А. М. Воден, позднее вспоминал: «Г.В. Плеханов неоднократно выражал свое убеждение, что конечно, когда „мы“ будем у власти, никому, кроме „нас“, никаких свобод „мы“ не предоставим… А на мой вопрос, кого следует разуметь точнее под монополистами свобод, Плеханов ответил: рабочий класс, возглавляемый товарищами, правильно понимающими учение Маркса и делающими из того учения правильные выводы. А на мой вопрос: в чём заключается объективный критерий правильности понимания учения Маркса и правильности вытекающих из него практических выводов, Г. В. Плеханов ограничился указанием, что всё это, „кажется, достаточно ясно“ изложено в его (Плеханова) сочинениях». – А. М. Воден. На заре легального марксизма // Летописи марксизма. 1927. № 4. – С. 94–95.
Теоретически в концепции Плеханова все соответствовало марксизму в том виде, как он был сформулирован Марксом на материале западноевропейских стран. Но эта ортодоксальность как раз и являлось «ахиллесовой пятой» группы «Освобождение труда». Плехановский марксизм был, по мысли философа Николая Бердяева, лишь «крайней формой русского западничества», своего рода «книжно-кабинетным истолкованием марксизма».
Не менее «западнической» была и другая трактовка марксизма, с которой в 1894 г. выступил молодой философ П. Б. Струве.
Петр Бернгардович Струве (1870–1944) родился в Перми в семье обрусевших немецких дворян. Его отец, Бернгард Вильгельмович, был губернатором Пермской губернии. В 1893 г. экстерном окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. К тому времени увлекся экономической теорией Маркса и осенью 1894 г. опубликовал свою первую книгу «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», которая сразу же принесла ему огромную известность среди радикально настроенной интеллигенции. Вплоть до конца 1890-х гг. сотрудничал с социал-демократами, но был в гораздо меньшей степени социалистом, чем Плеханов и Ленин. По собственным словам Струве, его в молодости влекли две «нравственные силы»: «любовь к свободе» и «мысль о народе». Именно поэтому он вначале пришел к марксизму, поверив в то, что его «основной пафос… заключался в западническом либерализме». И именно поэтому порвал с ним, поняв, что ошибся. В 1897–1905 гг. последовательно редактировал либеральные журналы «Новое слово», «Начало» и «Освобождение». В 1901–1905 гг. жил за границей, но после выхода Манифеста 17 октября вернулся в Россию, где стал членом ЦК конституционно-демократической (кадетской) партии. Был избран депутатом 2-й Государственной Думы. В 1913 г. защитил магистерскую диссертацию, а в 1917 г. – докторскую. В 1917 г. был избран членом Российской академии наук по отделу политэкономии. После Февральской революции являлся начальником Экономического департамента МИД России, а после октябрьского переворота отправился на Дон, где принял участие в организации Добровольческой армии. Борьбу с большевизмом считал главным делом своей жизни. В 1920 г. возглавлял Управление иностранных дел в правительстве П. Н. Врангеля. Оказавшись в эмиграции, занимался общественной и преподавательской деятельностью в Праге, Париже и Белграде. В 1941 г., после нацистской оккупации Югославии, был арестован гестапо и три месяца провел в тюрьме. В следующем году перебрался к сыновьям в Париж, где и скончался от инфаркта. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.