Размер шрифта
-
+

История России. Учебное пособие - стр. 73

Решительное наступление Петр I повел на монастыри, которые, по его мнению, не вполне соответствовали своему предназначению. Доходы монастырей были взяты под государственный контроль. Были введены ограничения в жизнь монашествующих, на них возложили обязанности по организации помощи инвалидам, престарелым, сиротам и больным, по преподаванию в учебных заведениях и доставлению средств в государственный бюджет.

Патриарший местоблюститель Стефан (Яворский) не оправдал надежд царя, проявив оппозиционность в деле царевича Алексея, а также позволяя себе порицать в проповедях некоторые реформы. Государь окончательно утвердился в мысли преобразовать церковное управление и сделать его подконтрольным государству. Идеологом этой реформы стал другой видный церковный иерарх архиепископ Феофан (Прокопович). Ему в 1718 г. Петр I поручил составление «Духовного Регламента», обосновывающего новый принцип организации управления Русской православной церковью. 25 января 1721 г. патриаршество было упразднено не только фактически, но и юридически. Вместо патриарха учреждалась Духовная коллегия, «крайним судией» которой провозглашался царь. Вскоре, однако, полагая чрезмерной крайностью приравнение органа церковного управления лишь к центральному учреждению, Петр I переименовал Духовную коллегию в Святейший правительствующий синод, в правовом отношении поставив его вровень с Правительствующим сенатом. На деле, разумеется, замена патриарха Синодом означала окончательное подчинение церкви государству. 11 мая 1722 г. император учредил должность обер-прокурора Синода, назначавшегося из светских чиновников. В его обязанности входил надзор от имени монарха за деятельностью иерархов, составлявших Синод. После смерти в 1722 г. митрополита Стефана (Яворского), занимавшего должность президента Синода, нового назначения на этот пост не последовало. Все присутствующие члены Синода стали равны, последняя видимость единоначалия в церкви была ликвидирована.

Церковная реформа Петра Великого до сих пор вызывает жесткую критику многих историков церкви, которые считают действия государя противоречащими церковному праву и оскорбительными для религиозных чувств православных. Следует отметить, что синодальное устройство не упраздняло свойственной православию соборности (ибо Синод был постоянно действующим собором), но излишне бюрократизировало ее. Наличие представителя императора в составе церковного управления также было не ново: так установилось еще со времен Вселенских соборов, сформулировавших церковное вероучение и основы канонического права. На свою реформу Петр I получил согласие не только российских архиереев, но и восточных православных патриархов. Иными словами, синодальный период был сложным и неоднозначным, но сугубо отрицательное отношение к нему также неоправданно, как и безудержное восхваление.

Страница 73