Размер шрифта
-
+

История России. Учебное пособие - стр. 59

На окончательное подавление восстания потребовалось еще несколько месяцев. Последние его очаги были ликвидированы к ноябрю 1671 г.

4.4. Русская Православная Церковь. Раскол

При царе Федоре Ивановиче завершился процесс конституирования Русской православной автокефальной церкви. Учреждение в 1589 г. патриаршества поставило Русскую церковь в один ряд с древними восточными патриархиями – Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. Судьбы двух первых русских патриархов сложились трагически: Иов был низложен Лжедмитрием I как сторонник царя Бориса Годунова, Гермоген погиб в заточении в период польской интервенции в Смутное время. При патриархе Филарете восторжествовал принцип симфонии светской и духовной властей. Церковь и государство органично дополняли друг друга, отношения между ними строились на основе не конкуренции, а сотрудничества. Следующие патриархи Иоасаф и Иосиф не были яркими личностями, при них церковная жизнь развивалась в традиционном русле, а сами они не были способны оказывать такое же влияние на государственную и общественную жизнь, как Филарет. Ситуация резко изменилась, когда в 1652 г. во главе Русской церкви встал «собинный друг» царя Алексея Михайловича Никон – человек, наделенный обширными дарованиями, но жестокий и властный, одержимый клерикальной идеей о превосходстве «священства над царством». С его именем связана национальная трагедия – раскол Русской церкви.

Поводом для раскола стала богослужебная и обрядовая реформа патриарха Никона. Собственно, определенные шаги в этой области предпринимались и раньше. Многие будущие идеологи старообрядчества – протопоп Аввакум Петров, протопоп Иоанн Неронов, царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев и другие составляли вместе с Никоном кружок ревнителей «древнего благочестия», признавали необходимость «исправления» богослужебных книг, в которых из-за многократного переписывания в допечатную эпоху вкрались серьезные ошибки. Цель реформы также была благая: добиться единства обрядности со всем православным миром, укрепить церковную дисциплину, мораль и нравственность. Но методы проведения реформы, как с точки зрения богословской (теологической), так и практической, оттолкнули от Никона многих бывших друзей и сподвижников. Патриарх распорядился править русские богослужебные книги по современным ему греческим книгам, изданным в католической Италии, открыто и немотивированно попирал постановления Стоглавого поместного собора 1551 г., оскорблял епископов и священников, осмеливавшихся выступить хотя бы с частной критикой реформы, поручал дело реформирования священных для русских людей текстов и обрядов международным проходимцам вроде Паисия Лигарида и Арсения Грека. Отсутствие элементарного такта, самоуверенность и безапелляционность Никона направили нужную и важную церковную реформу по пути конфронтации. Верность старым обрядам стала дополнительным фактором и мотивом для недовольных, имевших теперь и религиозное оправдание своему сопротивлению государству. Пиком противостояния стало восстание в Соловецком монастыре 1668–1676 гг. Многолетняя осада завершилась взятием монастырских укреплений только в результате подкупа одного из защитников. Большинство соловецких ревнителей старообрядчества было истреблено.

Страница 59