Размер шрифта
-
+

История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение) - стр. 7

колочинская археологическая культура (бассейн Десны и верховьев Днепра);

ипотешти-кындештская культура (нижнее и среднее левобережье Дуная);

суковско-дзедзицкая культура (междуречье Одры (Одера) и Эльбы).

Первоначально общественное устройство славян представляло собой военную демократию. Это подтверждается сведениями византийских авторов. Так, Прокопий Кесарийский указывал, что славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому у них счастье и несчастье считается общим делом». Действительно, традиционно сильными у наших предков были общинные традиции. Славянская община очень рано становится территориальной. Связано это было не только и не столько с занятиями славян земледелием, но главным образом с происходившей в то время миграцией славян из своей древней прародины и ассимиляцией других этносов – ираноязычных (скифов, сарматов), финно-угорских, кельтских, балтских. Слово «род» стало обозначать у славян не только близких родственников, но и народ и всех соотечественников – сородичей.

Все важнейшие вопросы решались общинниками на вече (от ст. – слав. вѣтъ – совет), народном собрании, созывавшемся для обсуждения общих дел. Участниками веча являлись «мужи» – главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, позднее княжества).

Несомненно наличие у славян племенной знати. Первоначально старейшина (староста) – мудрый человек, старший по возрасту, умевший правильно организовать ведение хозяйства, – выбирался всем миром на вече. Он и его помощники решали повседневные вопросы. Совет старейшин руководил жизнью всего племени. Однако в период продвижения славян на запад, юг и восток Европы определяющим становится военный фактор. И поскольку военными делами племен ведали военные предводители – князья, именно их значение неизменно возрастает в период раннего расселения славян. Так как в условиях происходивших войн за новые земли оказались востребованы люди с военно-организаторскими талантами, князья становятся не только племенными военачальниками, но и правителями. В походе они командовали войском. В мирное время поддерживали надлежащий уровень боеготовности племенных ополчений, собирали средства на содержание своих соратников или «друзей» – дружинников, заключали временные и постоянные союзы с соседними племенами и народами. Подчиненными князю дружинными командирами были воеводы. Часть из них становилась начальниками ополченских отрядов, присоединявшихся во время военных действий к княжеской дружине.

В исторические времена все подчиненные князю люди принадлежали к знатным родам, главы которых возглавляли большие патриархальные семьи, в состав которых входили младшие члены семьи и принятые в род рабы из военнопленных – челядь. Именно рабы обеспечивали экономическую и общественную стабильность положения славянской знати, основу богатства которой составляла, несомненно, военная добыча.

Страница 7