История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение) - стр. 27
Но княжеские усобицы продолжались. Сложившимся положением дел были не довольны многие, но прежде всего Ростиславичи, дети Ростислава, сына новгородского князя Владимира – строителя каменного Софийского собора. Хотя Владимир был старшим сыном Ярослава Мудрого, но он умер еще при жизни отца, и по лествичному праву, тот факт, что тот не «сидел» на киевском столе, лишал потомков Владимира прав на его наследование. Им пришлось силой искать себе княжения. Ростислав занял Тмутаракань. А его дети – города в Прикарпатье. Рюрик, а затем Володарь правили в Перемышле, Василько Ростиславич – в Теребовле.
Для прекращения усобиц в 1097 г. в Любече был созван княжеский снем (съезд). В нем участвовали: Святополк II, Олег Святославич, Владимир Мономах, Давыд Игоревич Волынский, Василько Теребовльский. Знаменитое решение этого снема провозглашало: «Каждый да держит отчину свою». Тем самым князья фактически признали состоявшимся фактом разделение прежде единой Киевской Руси на «отчины» – родовые владения отдельных княжеских семейств. В то же время Киев пока еще сохранил значение единой столицы.
После съезда усобицы не прекратились. Давыд Игоревич и Святополк Изяславич схватили Василька Теребовльского и ослепили его. Тогда Давыд и Олег Святославичи и Владимир Мономах собрались на съезд в Городце и потребовали от Святополка наказать подбившего его на преступление Давыда Игоревича. Святополк едва не лишился киевского престола и выполнил требование других князей. Но, изгнав Давыда с Волыни, Святополк решил овладеть и землями Ростиславичей. Поначалу безуспешно: его полки были разбиты в сражении на Рожном поле, а союзные ему венгерские войска короля Кальмана I – на р. Вагре в Карпатских горах (1099). По решению снема в Уветичах Святополк все же получил Волынь, а Давыд – Дорогобуж на Волыни.
§ 4. Встанья (восстания) в государстве Рюриковичей
В XI–XII вв. на Руси произошло несколько «встаний», как называли тогда на Руси народные возмущения и мятежи[17]. Сейчас, благодаря работам И. Я. Фроянова, П.П. Толочко, А. Г. Кузьмина, оспорен тезис об их «антифеодальном» характере. Описанные в летописи конфликты между княжеской властью и народом не были следствием классового антагонизма, более того, по мнению Кузьмина, «в то время крестьянские (видимо, в значении сельских миров, термин “крестьянин” более позднего происхождения) или городские общины, отстаивая свои традиционные права, на феодальные основы не покушались».
Первой из известных нам является Суздальская встань 1024 г. – выступление язычников в Суздальской земле. Вспыхнуло оно из-за засухи и неурожая. Воспользовавшись этим, волхвы подбили народ убивать «старшую чадь» (местную знать), которая якобы и не давала пролиться дождям. Подавил восстание срочно прибывший в Суздаль князь Ярослав Мудрый.