История России. Московско-литовский период, или Собиратели Руси. Начало XIV – конец XV века - стр. 16
В Орде от своих доброхотов Александр узнал, что хан очень на него гневен и определил ему смертную казнь; узнал потом, что назначен и сам день казни, именно 29 октября (1339). В этот день он встал рано и велел бывшим с ним священникам отслужить заутреню. Потом сел на коня и поехал собирать вести о своей участи; послал за тем же к главной ханше. Все вести подтвердили, что смертный час близок. Воротясь в ставку, Александр исповедовался у своего духовного отца и принял святые дары; то же сделал и сын его Федор и бывшие с ним бояре; никто не чаял остаться в живых. Вскоре прибежали княжьи отроки и с плачем возвестили, что уже идут черкасы и татары, посланные на убиение. Князь сам вышел к ним навстречу. Варвары схватили его, сорвали с него одежды и нагого подвели к сидевшему на коне и окруженному большой свитой вельможе Товлубию, который распоряжался казнью. «Убейте!» – крикнул Товлубий. Убийцы тотчас пронзили Александра и сына его Федора и, когда те упали на землю, отрубили им головы. Бояре и слуги большею частью в ужасе разбежались в разные стороны. Некоторые из них, однако, остались; взяли тела своих князей и отвезли их в Тверь, где они и были погребены в Спасском соборе. На тверском столе снова сел смирный, осторожный Константин Михайлович. Победа Москвы над Тверью выразилась, между прочим, в том, что Калита велел снять колокол у тверского Спасского собора и привезти его в Москву>7.
Иван Данилович, по прозванию Калита (т. е. денежный мешок или кошель, в переносном смысле – скопидом), с одной стороны, является перед лицом истории с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде, чтобы снискать милость хана, и прибегал ко всяким козням, чтобы погубить своего соперника. С другой стороны, мы видим умного, заботливого хозяина своей земли, водворившего в ней спокойствие и безопасность от татарских разорений. «Седе на великое княжение Иван Данилович, – говорят летописцы, – и бысть тишина христианом на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Таковы обыкновенно бывали и в других странах основатели государственного могущества, собиратели какой-либо раздробленной народности, действовавшие в условиях, в духе своего времени и не всегда затруднявшиеся в выборе средств для достижения главных целей. Хотя бы к этим целям такой деятель стремился эгоистично, то есть имея в виду прежде всего возвышение собственное и своего рода, тем не менее, потомство, пользующееся плодами его политики, обыкновенно вспоминает о нем с уважением и признательностью. В отношении к первым московским князьям народное уважение и признательность еще увеличиваются ввиду того, что, начав собирать разрозненные части Русской земли и полагая основание нашему национальному единству, они тем самым приготовляли постепенное, верное избавление Руси от варварского ига и ее будущее полное торжество над темными силами Азии.