Размер шрифта
-
+

История России IX – XVIII вв. - стр. 30

Принятие христианства имело большое историческое значение. В результате знать получила мощное идеологическое оружие, с помощью которого стала интенсивно насаждать в стране отношения господства и подчинения. Новая идеология способствовала формированию и развитию княжеских, боярских и церковно-монастырских вотчин. Церковные иерархи стали заседать в княжеских советах, участвовать в решении важнейших дел. Они сотрудничали с князьями в деле создания общерусского церковного законодательства, осуществляли собственный суд.

С введением христианства прекратились убийства жен, рабынь и слуг на похоронах мужей и господ, что способствовал о увеличению населения. После христианизации Восточной Европы начинается постепенное сближение славян и финно-угорских народностей на основе общей идеологии. Крещение Руси привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными государствами. Оно благотворно отразилось на ремесленном производстве. Иностранные мастера-христиане могли теперь приезжать на Русь, передавать свои опыт и знания русским коллегам, не опасаясь стать принесенными в жертву языческим божествам. Церковь способствовала созданию на Руси многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ, библиотек, проникновению в страну произведений зарубежных авторов, возникновению храмов-музеев.

Христианство, принятое в византийском, а после 1054 г. православном варианте, способствовало сакрализации власти князя. Православная церковь, в отличие от католической, соперничавшей со светской властью, вступавшей с ней в разные договорные отношения, занимала в государстве подчиненное положение, укрепляла верховную светскую власть. Следствием этого, наряду с другими факторами, было последующее противостояние Европе, изоляционизм от всего латинского и утверждение впоследствии в России иной, чем в Европе, модели государства – самодержавно-крепостнической.

Русь была митрополией константинопольской патриархии, и константинопольский патриарх назначал на Русь митрополита. Русская митрополия делилась на епархии во главе с епископами. Епархии делились на приходы, руководимые приходскими священниками. После принятия христианства на Руси стали возникать монастыри, деревянные и каменные храмы. Взаимоотношения церкви и государства оформлялись специальными великокняжескими церковными уставами. В X–XI вв. церковь существовала на средства, выделяемые ей в виде десятой части от даней, судебных штрафов и таможенных пошлин. Имея свой суд и специальное законодательство, она стремилась с их помощью воздействовать на общество и его духовную жизнь. Конечно, церковь формировала в обществе новую мораль, более высокую и гуманную, создавала духовную основу русской государственности.

Страница 30