История России IX – XVIII вв. - стр. 14
Перед жатвой отмечался день Рода-Перуна, дабы задобрить богов плодородия и грозы. Это был мрачный праздник, лишенный веселья и забав, когда богам, дабы они даровали хорошую погоду перед жатвой и в саму жатву, приносили жертвы. Существование в язычестве славян земледельческих праздников свидетельствует о том, что земледелие было основным их занятием. Они также занимались разведением домашнего скота, охотой, рыболовством и бортничеством (сбором меда диких пчел). Из зерновых культур славяне выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, из огородных – репу, свеклу, редьку, капусту.
Во II–V вв. у славян юго-степной и лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог. Свободные участки засевали и, когда через несколько лет земля истощалась, перекладывались на новые участки. Орудиями труда были рало, соха, деревянный плуг с лемехом. В лесных районах существовала подсечно-огневая система земледелия. Для того чтобы подготовить участок земли для посева, в первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали. Рыхлили верхний слой земли, перемешивая его с золой, и засевали. Через 2–3 года земля истощалась, и начинали готовить новый участок. При этом использовали топор, мотыгу, борону-суковатку и заступ для рыхления почвы.
Низкий уровень развития земледельческой техники требовал больших затрат физического труда для получения необходимого продукта. Поэтому основной хозяйственной единицей тогда была родовая община, где земля обрабатывалась всеми членами рода, общими орудиями труда и полученный необходимый продукт потреблялся совместно. В VII–VIII вв. пашенная система земледелия вытесняет подсечно-огневую, контраст между степным югом и лесным севером сглаживается. И там и тут совершенствовалась техника обработки железа и изготовления земледельческих орудий. К IX в. пашенное земледелие повсеместно стало господствующей отраслью хозяйства.
Следствием этого было то, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Родовая община распалась, на смену ей пришла соседская сельская община, где семьи селились по принципу соседства, а не родства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю. Но пашня уже делилась на наделы, которые обрабатывала своими орудиями труда каждая отдельная семья, и собственностью этой семьи становился собранный ею урожай. Совершенствование орудий труда позволяло каждой отдельной семье производить не только необходимый, но и прибавочный продукт.