История России - стр. 25
Московское княжество после падения Византии оставалось единственным независимым православным государством. В 1485 г. Иван III принял титул «Государь всея Руси». В результате наращивания политической мощи менялись задачи и внешней политики. Москва начинает активно выходить на международную арену. Более двадцати европейских и азиатских государств становятся дипломатическими партнерами России. Среди союзников Ивана III – Крымское ханство и Казанское ханство, где на престол был посажен ставленник Москвы. Устанавливаются связи с Османской империей, Римом, Венецией, Миланом, Молдовой, Венгрией, Священной Римской империей. В Москву приглашаются многие западные специалисты: врачи, архитекторы, строители, ювелиры, литейщики, мастера пушечного дела, искатели руды. Римская дипломатия считала возможным использовать усиливавшуюся Русь в борьбе против турецкой угрозы.
В неспокойном для Москвы прибалтийском регионе угроза исходила от Ливонского ордена и Швеции. Давний враг Москвы – Литовское княжество намеревалось создать антирусскую коалицию, и борьба с ним отвлекала много сил. Правда, успех сопутствовал Москве, так как из-за национальных и конфессиональных притеснений русские князья Литвы стремились перейти под руководство Ивана III. Так в составе Руси оказались Новгород-Северские земли, владения князей Стародубских, Трубецких, Мосальских. Западная граница Руси продвинулась на сотню километров.
Претензии Москвы на достойную роль в мировой политике не в последнюю очередь определялись идеей о русском преемстве Византии. Второй женой Ивана III была племянница последнего константинопольского императора – Софья Палеолог. Вероятно, не без ее влияния в Москве утвердился церемониал, демонстрирующий особое положение государя-самодержца, свободного в принятии своих решений. Родословная московских Рюриковичей возводилась к древнеримскому императору Августу. Имперские амбиции выразились в произведении «Сказание о князьях Владимирских». Русское государство приняло византийский герб в виде двуглавого орла, а в Москве развернулось грандиозное строительство Кремля по плану Аристотеля Фиорованти и храмов, призванное доказать величие Третьего Рима. Эта идея – о Москве как о Третьем Риме – прозвучала в начале XVI в. в послании псковского старца Филофея Василию III. Согласно этой идее Московскому государству предназначается особая историческая миссия: являясь центром истинной христианской веры, оно должно отвечать за судьбы всего православного мира.