История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ - стр. 16
И хотя Русь возобновила выплату дани Орде, но политическая зависимость от нее стала значительно слабее. Право на великое княжение Дмитрий Донской передал сыну Василию I (1389–1425), не спрашивая позволения хана.
Династическая война 1425–1453 гг. Сыновья и внуки Дмитрия Донского развязали между собой борьбу за лидерство. Против московского князя Василия II (1425–1462) выступили его дядя Юрий Дмитриевич Галицкий, сыновья Юрия Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Василий II был изгнан из Москвы, ослеплен (за что получил прозвание Темный), но после длительной борьбы победил. Следствием феодальной войны было окончательное утверждение принципа наследования власти по прямой нисходящей линии – от отца к сыну. Чтобы избежать усобиц в дальнейшем, московские князья, начиная с Василия II Темного, выделяют старшим сыновьям наряду с титулом великого князя более крупную часть наследства, обеспечивая их превосходство над младшими братьями.
Культура в домонгольский период. Литература. Наиболее известный литературный памятник Руси XII в. – «Слово о полку Игореве». Его содержание проникнуто сознанием необходимости единения Русской земли, прекращения братоубийственных распрей и междоусобиц. Также известность получило «Моление» Даниила Заточника. Важным жанром литературы оставалось летописание. Продолжало развиваться устное народное творчество: былины, песни.
Зодчество. Важнейшим культурным центром Руси XII – начала XIII в. является Владимиро-Суздальская земля. Белокаменные храмы – Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли, княжеский замок в Боголюбове стали образцами для других русских земель. Активно шло каменное строительство и в Новгороде, например, сооружен Георгиевский собор Юрьева монастыря.
Изобразительное искусство представлено иконописью. Для украшения храмов служили иконопись, фреска, мозаика, резьба по камню и дереву.
Культура в период монголо-татарского ига. Литература. Первым памятником художественной литературы после монголо-татарского нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». Призыв к самопожертвованию содержится в произведениях «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском». Откликом на Куликовскую битву стали «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др. В XV в. были созданы многие известные