Размер шрифта
-
+

История политических учений - стр. 36

Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо» (1255 а 1–5). Природное рабство Аристотель оправдывает морально-интеллектуальным превосходством одних людей (и даже целых народов, например греков над варварами) над другими. Рабство может быть счастливым, если раб и господин поддерживают дружеские отношения. Но для этого рабов необходимо обучать «искусству рабства», равно как и господам следует знать, как правильно пользоваться рабами. Описываемое Аристотелем рабство носит патриархальный характер, когда отношения «раб – господин» мыслились как часть семьи, наряду с отношениями «муж – жена» и «отцы – дети». Причем Аристотель отличает «монархическую» власть господина над рабами и детьми от «более прекрасной» власти государственного мужа над женой и свободными гражданами. Если свободные граждане в силу каких-то обстоятельств попадают в рабство, тогда это рабство лишь по закону, т. е. человеческому установлению. Справедливость такого рабства Аристотель ставит под сомнение. Одновременно он выдвигает идею искусства охоты на тех людей, «которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться» (1256 b 25).

Как и многих классиков античной политической мысли, Аристотеля интересует вопрос о выборе оптимальной формы управления полисом. В духе позднего Платона он называет формы правления, реализующие принцип общественной пользы, правильными. К таковым он относит царскую власть, аристократию и политию. Отклонениями от этих форм выступают, соответственно, тирания, олигархия и демократия. В «Политике» Аристотель придает специальный смысл термину «полития»>* (др.-греч. πολιτεία), который сам по себе значил «государственное устройство, государство». Аристотелевская же «полития» – это государственный строй, при котором народная масса в состоянии подчиняться и властвовать на основании законов, распределяя должности среди состоятельных людей согласно их заслугам (1288 а 15).

Такая власть возможна только в том случае, когда имеет место смешение положительных качеств олигархии, аристократии и демократии. Если государством правят богатые, то это еще не значит, что оно управляется плохо. Просто именно богатство выступает здесь главным критерием при выборе должностных лиц. Богатство, добродетель и свобода суть, по Аристотелю, равно значимые принципы. Однако далеко не всегда они могут одновременно реализоваться в каком-либо полисе. Отсюда неизбежное многообразие реально существующих форм правления. В качестве причины разнообразия форм правления Аристотель указывает также на три части государства: законосовещательные органы, работу должностных лиц и суды. В своей «Истории политических учений» Б. Н. Чичерин не без основания усматривал в этом положении аристотелевской «Политики» начатки теории разделения властей.

Страница 36