Размер шрифта
-
+

История политических учений - стр. 25

10. История всемирной литературы: в 9 т. М.: Наука, 1983. Т. 1.

11. История Древнего Востока: в 3 т. М.: Наука. Гл. ред. восточной лит-ры, 1983–2004.

12. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). 2-е изд., доп. М.: Ладомир, 1993.

13. Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. М.: Наука. Восточная литература, 1992.

14. Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М.: Наука. Гл. ред. восточной лит-ры, 1983.

15. Лелюхин Д. Н. Концепция идеального царства в «Артхашастре» Каутильи // Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). М.: ИВ РАН, 2001.

16. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб.: Петербург – ХХI век: Лань, 1994.

17. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в истории Китая. М.: Наука. Гл. ред. восточной лит-ры, 1981.

18. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука. Восточная литература, 1993.

19. Поучение гераклеопольского царя, имя которого не сохранилось, своему наследнику, Мерикаре // Повесть о Петеисе. М.: Худ. лит-ра, 1978.

20. Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.; М.: Нева: Летний Сад, 1998.

21. Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае: собрание трудов. М.: Наука. Восточная литература, 1999.

22. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии. М.: Изд-во иностран. лит-ры, 1954.

23. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособие: в 2 ч. / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. Ч. 1.

24. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

Глава 2. Политические учения Античности

Уникальное стечение социальных и природных условий, приведшее к возникновению феномена античной Греции, и в частности полисной античной демократии, известный российский историк Л. С. Васильев не без основания назвал «социальной мутацией» [Васильев, 2001, с. 15], не знавшей аналогов во всем Древнем мире. Своего расцвета античная демократия достигла в «эпоху Перикла», т. е. во второй половине V в. до н. э. Перикл (около 494 – 429 до н. э.) был вождем демократической партии Афин, которые к тому времени стали экономическим центром и политическим лидером всего древнегреческого мира. Этому предшествовал ряд важных политических преобразований в Афинах, прежде всего реформы Солона (638–559 до н. э.). Данные реформы были призваны предотвратить крестьянский бунт и установление тирании. Солон, сочетавший в себе аристократическое происхождение с купеческим опытом, идеально подходил для политики классового компромисса. С одной стороны, он отменил кабальное рабство афинских граждан и демократизировал систему управления, существенно повысив роль народного собрания по отношению к аристократическому ареопагу. С другой стороны, он фактически узаконил частную собственность и тем самым поощрил использование богатыми афинянами рабского труда. Разделение Солоном всех афинских граждан на четыре класса по принципу земельного дохода значительно усилило средний класс как социальную базу устойчивой демократии, однако демократия эта распространялась только на слой свободных мужчин (граждан).

Страница 25