История подарка. Традиции, легенды, ритуалы и суеверия в мировой культуре - стр. 9
Однако в мифологии греков были истории и совсем иного плана. Однажды фригийский царь Мидас оказал услугу богу вина и веселья Дионису. А тот сказал: «Проси у меня, чего хочешь, я исполню любое твое желание». Жадный правитель возжелал сделать так, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось в золото.
Дионис, зная, к чему могут привести подобные порывы, стал уговаривать царя отказаться от такой услуги. Но Мидас и слышать ничего не хотел и требовал наградить его способностью обращать в золото все, что попадет в его руки. Бог с сожалением согласился, и государь помчался домой, хватая по пути листья и яблоки с деревьев и восхищаясь, как быстро они превращаются в сверкающие драгоценные слитки.
Но очень скоро он понял, что подарок Диониса правильнее назвать проклятием. Мидас не мог даже поесть – мясо и фрукты, которые он брал со стола, превращались в твердые куски золота, а в бокале плескался драгоценный расплавленный металл. Мягкие подушки, на которых он привык отдыхать после еды, обратились в глыбы сокровищ. Некоторые варианты этой легенды утверждают, что Мидас даже обратил в золотую статую собственную дочь, когда девочка взяла отца за руку.
В ужасе царь отправился к Дионису и начал умолять его забрать свой подарок обратно. Бог нехотя согласился и сказал: «Иди к реке Пактол и окунись в ее воды. Твой дар пропадет сам собой». Мидас так и сделал и избавился от столь необдуманно выпрошенного умения. А река Пактол с тех пор стала золотоносной. Эта легенда говорит не только о дарах богов, но и о том, что нужно предвидеть последствия своих поступков.
О важности вознаграждения говорится в преданиях многих народов:
Всевозможные дары – и уже без какого-либо подвоха – получил от богов герой по имени Персей. Перед тем как отправиться на единоборство с ужасной Медузой-горгоной, он принял в подарок от Гермеса крылатые сандалии и шлем-невидимку, от Гефеста – меч, а от богини мудрости и справедливой войны Афины – зеркальный щит. Последний был, пожалуй, самым необходимым, ведь, как известно, одного взгляда на Медузу было достаточно, чтобы обратиться в камень. А Персей мог смотреть на отражение в зеркальном щите – в этом случае опасности окаменеть не было.