История плетения мебели - стр. 3
До первой мировой войны ассортимент товаров был очень велик. Мастера изготавливали всевозможную мебель (столы, стулья, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные беседки, детские коляски, кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы и др.); дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки и т.д.); мелкий товар (корзиночки самого различного назначения – для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетеные тарелочки, красивые коробочки для кондитерских изделий), а также игрушки (кукольные мебельные гарнитуры, погремушки, разные машины, посуда и др.).
В Звенигородском историко-художественном музее была создана большая коллекция образов плетения начала ХХ века. В лучших образцах коллекции чувствуется продуманность в пропорциях линий и формы, ритме плетения, фактуре и цвете материала. Очень большое значение имел материал, который во многих случаях определял форму, рисунок и отделку изделия. В плетении мелкого товара в одном предмете нередко употребляли разные материалы, причем не только из конструктивной необходимости (каркас всегда изготовляли из ивы или камыша). Зачастую это являлось главным художественным достоинством изделия.
Кроме традиционного ивового прута (чищенного, колотого или шмыгованного), бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, использовали много импортных материалов, например педдиг (обработанная сердцевина камыша), листья кокосовой и мавританской пальм, рафию (луб игольчатой пальмы того же названия), луф (растительная губка из Греции), кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы). Сырье мастера специально обрабатывали, отбеливали, красили в различные цвета. В изделиях они сочетали окрашенные и неокрашенные материалы, часто употребляли для отделки шелковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точеные деревянные детали и др. Изготавливали также различных форм корзиночки, окрашенные масляной краской и расписанные по фону орнаментом, букетами цветов и надписями на иностранных языках.
В середине ХХ века развивающаяся промышленность значительно потеснила народные промыслы. Многие предприятия лесного хозяйства и местной промышленности начали заниматься изготовлением мебели, корзин и различных художественных изделий. Были построены специальные фабрики лозовых изделий, лозодревкомбинаты, фабрики лозовой мебели и лозомебельные фабрики. Для производства использовали местное растительное сырье: иву, рогоз, тростник, солому хлебные злаки, сорго. В торговую сеть поставляли гарнитуры балконно-садовой и дачной художественной плетеной мебели, стулья из лозы, этажерки, детские кроватки, корзины разного назначения и другое. Однако удовлетворить спрос населения на плетеные изделия не удавалось.