История педагогики и образования. Учебник для вузов - стр. 14
Вершиной образования учащегося считалось пребывание 18–20-летних юношей в эфебии – общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили воспитанников военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды – широкополая шляпа и черный плащ (хламида).
Задачи женского образования были более скромные. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, в частности во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой «совокупностью добродетелей», ее уделом было домашнее хозяйство.
2. Философы Древней Греции о воспитании и образовании
Древнегреческие философы дали педагогике бесценные мысли о воспитании.
Пифагор (VI век до н. э.) оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовалось определенное познание философии Пифагора, чтобы расшифровать их конкретное содержание. Например, совет «не ходи по дороге» подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило «уважай закон» означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в выполнении правила, ученики Пифагора нередко соблюдали обет длительного молчания.
Гераклит (520–460 до н. э.) высказал основательные идеи о следующих закономерностях педагогического процесса:
• обучаемости и нравственности как свойствах человека («Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными»);
• разуме и чувствах как орудиях познания;
• разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познавать сущность, а не только факты («Мудрость в том, чтобы знать все как одно», «Многознание уму не научает») и др.
Демокрит (460–370 до н. э.) придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Демокрит считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмосом».
Философ отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы… воспитание перестраивает человека и создает [ему вторую] природу». Демокрит полагал, что главное – не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. «Многие всезнайки не имеют ума… прекрасна надлежащая мера во всем… должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».