Размер шрифта
-
+

История науки и техники - стр. 23

(от греч. despotes – повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Отчасти это объяснялось тем, что в них отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия «царь» и «справедливость» сливались воедино. Личную собственность защищали традиция и закон. В какой-то мере они защищали и интересы социальных низов.

На Древнем Востоке труд общинников был основным; труд рабов только дополнял его, поэтому система классического рабства и индивидуальной эксплуатации там не развилась. Долго сохранялись архаические формы зависимости – патриархальное и долговое рабство. Различие между свободным человеком и рабом было юридическим – общинник владел собственным домохозяйством, у рабов его не было. В отличие от раба общинника нельзя было продать. Патриархальное рабство сложилось на ранней стадии формирования древневосточного государства. Раб (как правило, военнопленный) считался членом семьи и работал наравне с другими ее членами. Его жизнью, как и жизнью своих домочадцев, распоряжался глава семьи – патриарх (отсюда и название рабства такого типа). Долговое рабство возникло в результате развития имущественных отношений. Долговыми рабами становились обедневшие общинники. Это был внутренний источник пополнения числа рабов.

Древневосточное общество являлось иерархичным и делилось на сословия. Сословие – это замкнутая группа населения со сходным набором обязанностей и привилегий. Принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу. На вершине иерархии стояли царь и представители родовой, управленческой, военной аристократии, а также жречества. К средним слоям принадлежали чиновники: этот бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной лестницы составляли ремесленники и общинники-земледельцы. В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от других сословий полной изолированностью друг от друга.

Древневосточное общество основывалось на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и обеспечивала социальную стабильность. Она была замкнутой и имела самоуправление. Принадлежность к общине являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за все, что случалось на ее территории. Такая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиций, мыслившихся как абсолютная истина. Главным в общине было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью.

Страница 23