Размер шрифта
-
+

История музыкального образования - стр. 21

Бах занимался и педагогикой в узком смысле: давал уроки игры на органе и клавире. Он обучал также своих сыновей, из которых как минимум трое стали выдающимися музыкантами: В. Ф. Бах, И. Х. Бах и Ф. Э. Бах. Необходимо отметить, что И. С. Баху было свойственно преодоление тех педагогических недостатков, о которых говорилось выше. Будучи прежде всего великим музыкантом, он настаивал на постижении содержания произведения, которому должна подчиняться техника как средство. Что же касается организации движений рук, то сама фактура баховских органных и клавирных сочинений такова, что изолированными движениями пальцев их сыграть невозможно. Более того, даже сейчас, когда педагоги встречаются с зажатостью рук у своих учеников, в качестве одного из первых средств для нормализации движений используются «Маленькие прелюдии» и «Инвенции» И. С. Баха.

Выдающимся музыкантом-педагогом стал один из сыновей И. С. Баха Ф. Э. Бах (1714-1788). Блестящий клавирист-импровизатор, автор сонат, Ф. Э. Бах создал методический труд «Опыт об истинном искусстве игры на клавире», по которому учились многие музыканты включая Моцарта.

В этом труде обобщены взгляды лучших представителей клавирного искусства всего предшествующего периода, в силу чего «Опыт» считают своеобразным памятником всей клавирной эпохе.

Наиболее прогрессивной чертой педагогических взглядов Ф. Э. Баха является ярко выраженный приоритет обучения содержательному исполнению над формированием блестяще-поверхностного виртуоза. Большое внимание он уделял искусству пения на инструменте, что знаменовало новую нарождающуюся тенденцию, а также обучению импровизации.

Композиторская и музыкально-педагогическая деятельность Ф. Э. Баха послужила переходным звеном от клавирной эпохи к творчеству венских классиков.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 и 2. М., 1988.

2. Друскин И. С. И. С. Бах. М., 1982.

3. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / Перев. и ред. Д. М. Серова. М., 1973.

4. Немыкина И. Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. Екатеринбург, 1993.

Тема 5. Профессиональное музыкальное образование в Западной Европе конца XVIII – начала XIX вв. Педагогическая и просветительская деятельность Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена,

Ф. Листа

В конце XVIII – начале XIX вв. в Западной Европе интенсивно развивалось профессиональное музыкальное образование. Его центрами стали консерватории – высшие музыкальные учебные заведения, готовившие музыкантов-исполнителей и теоретиков-композиторов. Возникали консерватории разными путями: и как продолжение церковного профессионального музыкального образования, и как школы высшего музыкального мастерства, образовывавшиеся вокруг выдающихся музыкантов, и на основе приютов, где дети обучались ремеслам. Интенсивно развивалось также частное преподавание музыки, и многие крупные европейские музыканты именно таким путем получили образование.

Страница 21