История международных отношений. От древности до современности - стр. 35
Франкское королевство
Более мощным оказалось королевство франков. Король Хлодвиг из рода Меровингов, подчинив своей власти многочисленные племена, сумел создать довольно сильное государственное образование. В 507 г., нанеся поражение вестготам, он занял Аквитанию, в 534 г. захватил Бургундию и расширил территорию своего королевства за счет окружающих территорий. Франки приняли римско-католический вариант христианства. Интересно, что власть Хлодвига в Галлии признавалась Византией, сам же он имел титул консула. Однако, как это часто бывает, после смерти правителя центробежные силы начинают преобладать. В 511 г. ранее объединявшееся скорее лишь силой правителя королевство стало распадаться. В конечном итоге оно развалилось на Нейстрию, Австразию и Бургундию.
Англо-саксонские королевства
Британия во времена существования Римской империи представляла собой неоднородную в политическом отношении территорию. Ее южная часть входила в империю, но после отзыва последних легионов в 407 г. многие римские города и поселения приходили в упадок. С севера королевствам бриттов угрожали племена скоттов и пиктов. Не обошли своим вниманием отдаленный остров и племена германцев, в первую очередь англов, саксов, ютов и фризов. Постепенно германцы переходят от набегов к попыткам осесть на плодородных британских землях. Первое германское королевство было образовано в последней четверти V в. в Кенте, а к середине VI в. германцы полностью овладели Британией. Лишь менее плодородная Шотландия на севере и отдаленные территории Уэльса и Корнуолла на западе остались в руках кельтов. На захваченной территории было образовано семь королевств: принадлежащие саксам Эссекс, Сассекс и Уэссекс, созданные англами Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия и ютский Кент. В последующие столетия (VI−VII вв.) между ними шла упорная борьба за главенство. Одновременно происходила и христианизация Британии с территории Ирландии. В 664 г. Британия официально приняла христианство в римско-католическом варианте.
В эпоху раннего Средневековья римские обычаи дипломатии довольно быстро распространяются среди варваров, охотно их принимавших и тем самым стремившихся повысить свой статус. Пышный византийский этикет распространяется при вестготском и франкском дворах. В варварских правдах на законодательном уровне за убийство посла устанавливается более высокий вергельд, чем за убийство королевского дружинника.
После развала некогда единой Римской империи ее восточная часть находилась в лучшем положении. В своей политике она сосредоточилась в основном на восточном и северном направлениях. Но достижение цели восстановления империи в ее прежних границах, так или иначе, подразумевало конфликт с варварскими государствами, возникшими в ее пределах.