История международных отношений. От древности до современности - стр. 19
Эллинистические государства представляли собой причудливый симбиоз западных (европейских) и восточных (азиатских) традиций. В них присутствовал как элемент полисной городской культуры, так и элемент восточной, преимущественно сельской культуры. Впрочем, традиции восточных деспотий были восприняты еще во время Александрае Великого, и они не только не ослабли, но со временем и усилились. Греческая культура распространялась по всему Средиземноморскому бассейну и, в той или иной степени, охватила земли Древнего Востока. Сам термин «эллинизм» обозначает соединение западных и восточных культур и религий. Этот симбиоз отчетливо прослеживается и в сфере международных отношений, вобравших в себя разнообразные западные и восточные элементы.
Во II в. до н. э. эллинистические царства были подчинены новым лидером на международной арене – Римом.
1.3. Международные отношения в Древнем Риме
Характерными чертами международных отношений Древнего Рима были:
• восприятие закрепленных в обычаях и договорах норм межплеменного права, а также частичная опора на нормы, заимствованные на Древнем Востоке и в Древней Греции;
• в качестве основы международных отношений выступает развитое «право народов»;
• относительно высокий уровень институциализированности сферы международных отношений;
• выделение различных уровней международных связей: правители, государства, корпорации, семьи.
Формы международных связей в Риме во многом копируют древнегреческие и отчасти древневосточные образцы. Как и в Греции, в Риме была своя проксения и состоявшая из 20 человек коллегия фециалов, которая являлась аналогом коллегии амфиктионов. Фециалы подписывали договоры и заключали мир, стояли на страже международных соглашений и объявляли войну.
Центральное положение Рима как в самой Италии, так и в Средиземноморском регионе давало ему большие стратегические и экономические преимущества. С самых первых веков своего существования Рим активно проводил политику экспансии, пытаясь стать доминатом над окружающими народами. Не удивительно, что именно на этой почве и возникло знаменитое «право народов» (jus gentium), впоследствии ставшее основой международного права. Его зачатки содержатся в древнем сборнике права фециалов.
Высокий уровень развития международных отношений предполагал и наличие сложной организации дипломатических органов. Но в отличие от Греции здесь главным руководящим внешнеполитической деятельностью органом было не Народное собрание, а Сенат. Эта разница объясняется особенностями политического строя Рима и более значительной аристократической составляющей в политике. Народное собрание в Риме существовало, но его права были более ограниченными.