Размер шрифта
-
+

История Меровингов - стр. 24

Мощь готов и их союзников была велика. Они смогли закрепиться в районе города Шатору. Однако франки под началом Хильдерика и Павел с его легионами удерживали Тур и Бурж, которые остались римскими. Их блок показал себя вполне жизнеспособным, но вскоре Павел погиб в бою с саксами при Анжере.

Война в Галлии шла из года в год, летом и зимой с такой беспримерной ожесточенностью, что готы якобы отрубали головы собственным убитым соплеменникам или сжигали их, чтобы скрыть потери.

Григорий Турский рассказывает, что Эйрих применял в Галлии жестокие гонения на христиан никейского толка. Повсеместно он убивал не согласных с арианским учением, священников бросал в темницы, епископов изгонял или закалывал мечом. А самые входы в священные храмы он приказал засадить терновником, конечно, для того, чтобы, редко посещая храмы, христиане-никейцы забыли истинную веру.

Но, в конце концов, Эйрих отказался от планов покорить всю Галлию. Вероятно, причину следует искать в том бешеном сопротивлении франков, которое помешало ему распространить свою власть за Рону и Луару. Обе реки могли считаться «естественными границами», и, кроме того, поскольку вестготы овладели плодороднейшими и важнейшими районами Галлии, дальнейшие завоевания в этом направлении не представлялись задачей жизненной необходимости.

Король франков прославился в сражениях бесстрашием и доблестью. В 471 году он одержал победу над алеманнами. Безудержно храбрый в битве, Хильдерик не отличался каким-либо выдающимся коварством в мирное время.

При Хильдерике христианская Церковь во владениях салических франков получила особые права. Епископ Григорий Турский отмечает, что романское население страстно желало подчиниться власти франков. Ведь франки были единственными из завоевателей Галлии, не исповедовавшими арианскую веру, поэтому ортодоксально-никейское духовенство не противилось их вторжению. Однако если подвластные ему франки созрели для принятия какой-нибудь религии, то это, конечно, было христианство Ария, которое исповедовали их ближайшие соседи – вестготы и бургунды. Хильдерик никогда не пытался скрыть своего хорошего к арианству отношения, но сам, скорее всего, не был крещен. Это предположение подтверждается языческими захоронениями боевых коней близ его могилы в Турне.

Знаменитый французский юрист и знаток латинской литературы Ф. Отман в своем знаменитом сочинении «Франкогаллия» (Francogallia, 1573) славил франков, которые принесли свободу галлам, угнетенным римлянами. Он писал, что Хильдерик «отвоевал свободу Галлии, освободил ее от римского рабства и заложил твердые и прочные основы королевства

Страница 24