История мебели. От каменной скамьи до мягкого дивана - стр. 11
Затем пришло Возрождение. В мебели этот стиль продержался двести лет – с XV по XVI века. Хотя особых отличий от готического стиля она не имеет, но постепенно «обрастает» элементами декора, которые характерны для эпохи Ренессанса. Кроме того, остались в прошлом и «вытянутости» мебели – на смену пришли горизонтальные разделения мебели.
Итальянская мебель в XV веке по стилям разделяется на позднеготическую и на мебель раннего Ренессанса. В начале последней эпохи ещё нет большого разнообразия форм. Главным предметом обстановки ранних флорентийских дворцов и домов богатых граждан по-прежнему остаётся сундук – свадебный ларь, в котором невеста приносит своё приданое в дом жениха. Первоначальные формы этого сундука-ларя просты. Длинный прямоугольный ящик с тяжёлым профилем цоколя плотно стоит на полу. Так же строг профиль с незначительными членениями и у верхних частей сундука. Поверхности боковых стенок украшаются неглубоким резным орнаментом, а также интарсией и инкрустацией. Крышка ларя покрыта живописью с внутренней стороны. Над росписью свадебных ларей работали такие крупные итальянские художники Ренессанса, как Сандро Боттичелли. Со второй половины XV столетия предметы обстановки начинают украшать архитектурными деталями, помещая их на каркасе мебели. В противоположность грубым готическим ларям и сундукам плотничьей работы, состоявшим из стоек и досок, ларь раннего Ренессанса представляет собою однородное тело, имеющее своеобразный фасад с карнизом, цоколем и пилястрами.
В эпоху Ренессанса начинают придавать решающее значение профилировке мебели. На конструкции ларей, имевших простую форму прямоугольного ящика, стенки которого сделаны в шип, влияние нового стиля сказалось в появлении точёных ножек и обработке лицевого фасада плоской резьбой. Эта резьба напоминает гравировку, сюжетами которой являются или отдельные персонажи или целые сцены в современных костюмах на фоне сплошной орнаментированной растительности. Позднее, когда принцип художественной согласованности отдельных пропорций получит решающее значение в архитектурных памятниках раннего Ренессанса, тот же самый принцип отразится на формах и пропорциях мебели.
Кассоне из орехового дерева в форме античного саркофага, Рим, XVI век
Декоративные элементы появляются в большем, нежели раньше, количестве, благодаря чему впечатление тяжеловесности ларей уменьшается. Точёные ножки ларя заменяются львиными лапами с выпущенными когтями; благодаря этому тяжесть объёма зрительно смягчается; ларь, приподнятый над полом, отдельными профилями своей нижней части мягко сводится к ножкам. Стенкам ларя начинают придавать изогнутую форму, которая красиво нарисованной кривой плавно переходит в крышку с отдельными, слегка выступающими шаблонами. Благодаря сильному оживлению линий ларь утрачивает первоначальный характер простого ящика. Во второй половине XV века итальянские свадебные лари приобретают очень изысканные формы. Их делают на высоком ступенчатом цоколе с плоско вырезанными выкружками, штабиками и профилями вертикальных полукруглых валиков. Самый ящик обрамляется боковыми пилястрами или консолями.