Размер шрифта
-
+

История лица. Мастерская физиогномического психоанализа - стр. 36

Иосиф Мандельштам

Поэт от Бога, Мандельштам Иосиф, был не в меру говорлив и беспредельно резок в своих выпадах. Но за его талант Сталин прощал ему многое. До поры до времени. Говорильный подбородок у Мандельштама острый и гипертрофированно выдвинут – такой человек, начав говорить, далее уже не может остановиться. Все свое неистовство он вкладывает в собственную монологическую речь. Обратная связь со средой напрочь отсутствует. Зато воинствующей силы трибуна и обличителя – хоть отбавляй. Что и погубило замечательного поэта в смутные времена сталинских репрессий.

Владимир Маяковский

У Владимира Маяковского «аэродромный», плоско выступающий говорильный подбородок. Если уж он и громил, то системно, методично и беспощадно. Добавим сюда еще явную раздвоенность подбородка – когда Маяковский был «в образе», то его поэтические слова резали по живому и пели, как семиструнная гитара. Но от своего своеобразного и уникального стиля «строчки, как кирпичи» он никуда не мог деться. Выраженный долихоцефал с мощной челюстью и выдвинутым говорильным подбородком «плато», писал не то публицистическую поэзию, не то вскрывал поэзию в публицистике. Вот подтверждение:

«Ни былин, ни эпосов, ни эпопей.
Телеграммой лети, строфа!
Воспаленной губой припади и попей из реки по имени «Факт».
(Из поэмы «Хорошо!»)

Получалось, действительно, хорошо. Лед и пламень, логика и образ, чувство и рассудок – вот, кто такой Маяковский. Но отметим про себя: он нигде не «забалтывался» и не превращался в кляузника или склочника. Все-таки мощная ударная челюсть.

Иосиф Бродский

Иосиф Бродский скупее на слова. Но западают в душу они еще сильнее. Говорильный подбородок у него тоже «плато», но выдвинутая вперед вся челюсть, а это далеко не одно и то же. Такой человек прежде всего фрондер, а уж затем поэт. Раздвоенность подбородка лишь намечена. Стихи Иосифа Бродского иногда пытаются отнести к «белому стиху» или даже поэтической прозе. Но это именно стихи, притом очень поэтические. Бродского с Маяковским роднит искусство дорожить словом и не поддаваться соблазну поверхностной лингвистической ритмике. Он не забалтывается и не блещет рифмой, где ни попадя. Опять же, его жизненная убедительность – в мощной, по-фрондерски выдвинутой челюсти. И уж если надо – то постоять за свои убеждение не одним лишь словом.

Иногда встречаются физиогномические неожиданности. Британский генерал, а затем фельдмаршал Бернард Монтгомери, победивший африканский корпус Роммеля под Эль-Аламейном, обладал чрезвычайно выраженным остро выпяченным говорильным подбородком, под стать Мандельштаму. Характер у генерала, мягко говоря, был ершистым и слегка заносчивым. Ну, а из своей победы он в дальнейшем безбедно извлекал всяческие пиар-выгоды. Впрочем, отдадим должное – драться он любил, умел и без трусости, образно говоря, выходил на бруствер. Для себя отметим: сильно выдвинутый говорильный подбородок неизбежно подталкивает человека быть на виду и в решительные моменты брать смело на себя ответственность. «На миру и смерть красна» – про таких сказано.

Страница 36