История лица. Мастерская физиогномического психоанализа - стр. 33
Теперь к месту вспомнить о бородах и бородках. Человек ведь не случайно ее отпускает, холит, ухаживает. Вообще-то волосы на лице и теле – признак «витальной силы», по-другому можно сказать, биологической, организменной. Вспомните легенду о библейском Самсоне. Вся его невероятная физическая мощь заключалась в волосах. То есть, если человек нарочно отращивает волосы, он хочет быть сильным. Но здесь нужно уточнить: сильным биологически, на уровне организма. Добавим также, что энергетика волос иррациональная по своей природе. Эмоциональность, чувственность, экспрессия и так называемая «родовая архетипная» подпитка, затем образность и в какой-то мере интуитивность также во многом усиливаются благодаря волосам. Те же, кто хочет жестко управлять собой исключительно силой рассудка и системностью волевого подхода – предпочитают каждодневное бритье лица. Если я выбрит, значит под контролем. Со своей, личностной, стороны. Древнеегипетские и буддистские монахи потому наголо брили головы и лицо, чтобы максимально усилить личностное «я». Чтобы взамен подавить внутреннее личностное экспрессивное чувство. Заметьте, Иоанн Креститель и Иисус Христос были «волосатыми». Для них сила внутренних переживаний оказывалась первопричиной последующих мыслей. Никак иначе.
В нашем психодиагностическом аспекте важно определить, насколько борода или бородка подпитывает витальной энергией челюсть, а также говорильный подбородок. Психоанализ понятен: там где максимально востребовано, туда и посылается. Иначе говоря, волосатость усиливает доминирующую функцию личности своей витальной энергетикой. Заметьте, бородка призвана добавить индивидууму в его бойцовских или говорильных качествах, такие свойства, как: иррациональность, непосредственность, экспрессивность и, в конце концов, усилить общую энергетику своими «витальными» посылками. Отсюда несомненный психодиагностический признак: если человек в своих деяниях не уверен или, наоборот, хочет укрепиться, он обращается к базисной жизненной энергетике. Что, впрочем, друг друга не отрицает. Вам придется разгадать: это последний отчаянный провод, или, индивидуум подключил всю энергетику на себя. Вы поняли: бородка может означать, как подсознательное стремление получить дополнительные «патроны», так и желание уйти от навязанного «логического императива».
3.3. МАСТЕРСКАЯ ФИЗИОГНОМИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА: ГОВОРИТЬ, ИЛИ?…
Пока мы говорим – время безвозвратно уходит.
Козьма Прутков, «Из наследия Цицерона»
«Плато» на узкой треугольной челюсти усиливает ее рационалистичность, упрямство и методичность в достижении цели. То есть, возможности будут сконцентрированы на узком избранном участке, но ввод их в действие окажется более продуманным и системным. Здесь мы сталкиваемся с тем, что общая конфигурация челюсти и ее «говорильного подбородка» отчасти противоречат друг другу. Для узкой челюсти лучше все же концентрическое нанесение удара, но с другой стороны – равномерность усилий на более широком фронте дает шанс достигнуть большего. При условии, что внешняя среда не отвечает точковым поражающим ответом. Дополнительно повышается эффект круговой обороны. Равно как и общая степень сопротивляемости. Здесь мы видим пример, когда, казалось бы, две психофизиологические «несовместимости» дают вполне конкретный положительный эффект. Короче говоря, «плато» на узкой челюсти пойдет ей только впрок. Концентрация + методичность удара – что может быть опаснее?