История культуры повседневности. Учебное пособие - стр. 14
. И есть проявления в повседневной жизни иных ценностей, ценностей более высокого порядка: ценностей этноса, нации, социального слоя, общечеловеческих, наконец. Обращение к наиболее простым и очевидным ценностным смыслам повседневности выводит нас к так называемым вещным ценностям. Любые вещи могут использоваться, быть порой очень дорогими (по стоимости) и не быть ценностями. Цена, стоимость и ценность не одно и то же. Ценность вещи задается ее особой позитивной значимостью, выделяющей ее из ряда других, в том числе и таких как эта, вещей. Особая значимость той или иной вещи в повседневности определяется многими факторами, разнообразие которых связано со своеобразием исторического периода, цивилизации и культуры, места и времени функционирования вещи, а также индивидуальными особенностями человека, для которого эта вещь может выступить в качестве ценности. А. Генис писал о своей бабушке: «Любая механическая вещь казалась ей бесценной. Например, будильник»>16.
Естественно, особая позитивная значимость вещей обусловлена их ролью в процессах выживания, сохранения жизни и, по возможности, хорошей, комфортной жизни тела и духа. Сохранение жизни обеспечивается достаточностью пищи, питья, одежды и т. д. Но ценной в повседневной жизни оказывается еда особо вкусная (только после долгого голодания – практически любая) и хорошо оформленная; одежда – не просто функциональная, но и красивая.
Впрочем, у множества этносов и наций статус ценностей высокого порядка обрели вообще продукты повседневного употребления, такие как, например, хлеб и соль. Выражение их особой значимости в обычае встречать хлебом-солью уважаемых гостей. А в наиболее напряженные моменты жизни ценность хлеба выражается непосредственно повседневно. Так, в послеблокадном Ленинграде было невозможно и неприлично смести крошки хлеба в корзину для мусора или уж тем более выбрасывать куски недоеденного хлеба. Хлеб еще долго воспринимался в качестве сверхценности, хотя его уже вполне хватало для нормального питания.
Вообще, ценность чего-либо и восприятие этого как ценности не всегда совпадают. Например, когда еды становится достаточно, особо цениться начинает пища свежая, вкусная, та, что по настроению.
Что-то в таком же роде характерно и для повседневной ценности одежды, обуви. Ценность того и другого определяется функциональностью, качеством, носкостью, удобством, с одной стороны, красотой и модой – с другой, престижностью и спецификой момента – с третьей. Конечно, особо ценится та вещь, в которой совпадает все выше отмеченное, скажем, обувь, ноская, из хорошего материала, удобная, модная, красивая, соответствующая положению человека в обществе и своеобразию данного момента.