Размер шрифта
-
+

История Киева. Киев руський - стр. 11

Рассмотрим автохтонные концепции, подтверждающие, что славяне испокон веку проживали в нашем регионе. А если разобраться, то любые племена, захватывающие поселения земледельцев, думали о будущем, ведь им нужно было не разовое насыщение, а постоянное пропитание в течение долгого срока. Народы в прошлом были практичнее, убивали только правителей и бездельников, а трудовой люд, производителей всегда берегли, заставляя работать на себя, в крайнем случае, забирали с собой, чтобы эксплуатировать в хозяйстве, облагали население налогами, которые были приемлемыми для всех. Иначе могли перестать платить и начать бунтовать.

Итак, автохтонная теория:

а) висло-одерская, сформулированная рядом польских исследователей, считавших прародиной славян висло-одерское междуречье;

б) висло-днепровская, сформулированная в начале XX в. известным чешским славистом Любором Нидерле. Он утверждал, что территория между Днепром и Вислой и является прародиной славян. С ним полностью согласился и Грушевский. Эта теория легла в основу современных концепций;

в) синтезные концепции (например, Б. Рыбакова) объединяют висло-днепровскую и висло-одерскую, рассматривая ореол формирования более широко, от Днепра до Одера.

Все-таки большинство современных исследователей считают, что славяне перемещались в пределах нашего региона, находясь в постоянном контакте с другими этносами, особенно в бурное время Великого переселения народов.

Рассмотрев эту проблему в общем, перейдем к частностям, реконструируя ее еще более гипотетично. Недаром Н. Кравченко считает, что «определение прото- и праславянских археологических культур есть проблемою очень трудной и принимается лишь с должной мерой предположений». Обратимся к отцу истории Геродоту: «От Липоксая походит скифское племя авхаты, от среднего Арпоксая – катиары и траспии, а от самого младшего те, называемые паралатами. Все они называются сколотами от имени царя, а скифами нарекли их греки».

В «Истории готов» Иордана (VI в.) читаем: «На громадных просторах проживает многочисленное племя венедов. Хоть теперь их названия изменяются в зависимости от разных родов и мест проживания, все же в большинстве все они называются славянами и антами». Древние славяне (венеды) были определены следующими исследованиями: результаты археологических раскопок В. Хвойки у с. Зарубинцы (1899) и у с. Черняхов (1901) дали соответствующие названия культурам разного древнего населения нашей страны: ареал зарубинецкой культуры – Среднее и Верхнее Приднепровье, лесная полоса Украины, Подолье, а Черняховской – почти вся Украина, кроме севера и северо-востока. Тут в материальной культуре прослеживается сильное римское влияние. Уже ощущается высокий уровень развития, но еще отсутствует этническое целое. Одновременно ученые различают и Киевскую культуру, продолжающую традиции Зарубинецкой (II–V вв.).

Страница 11