История керосиновой лампы - стр. 8
Уже в III веке возникшая в христианском быту на основе ветхозаветных богослужебных установлений традиция вечернего светильничного благодарения получила значение церковного обряда, из которого возникла вечерня.
«Позднее обряд возжигания светильников стал совершаться во время всех богослужений, а не только вечернего: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников», – говорит учитель церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи. Литургия совершается у нас при свете дневном, но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
Впоследствии стали зажигать лампады и ставить свечи в знак своего благоволения перед различными святынями: перед Евангелием, перед гробами мучеников, перед иконами святых. Блаженный Иероним Стридонскийв Послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, когда читается Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный…
Иные же сие творят в честь мучеников «.
Символика огня и света в христианстве связана также с Чудом схождения Благодатного Огня на Гроб Господень.
Именно через сошествие Огня Господь ежегодно свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился апостол Петр.
По свидетельствам св. Отцов, Петр прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, помимо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.
«Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно».
Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.
На Русь практика возжигания лампад перешла вместе с крещением из Византии, при святом равноапостольном князе Владимире.
Таким образом, мы видим, что христианская традиция возжигания лампад, символизирующая Свет несотворенный, незримое присутствие Христа, а также людское почитание святынь, сложилась в первые века возникновения христианства на основе традиции светильничего благодарения и уходит корнями в древнейший ветхозаветный обряд, который установил Сам Господь в заповеди Моисею.