Размер шрифта
-
+

История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов - стр. 32


РИСОВАННЫЕ КАРТЫ ИЗ ШТУТГАРТА, 1440 Г.Дама гончих псов и младший валет уток


Младший валет масти уток изображен в виде принца в бархате, кормящего плавающую в пруду утку. Старший валет представлен молодым принцем в широком кружевном воротнике, победно держащим в руке убитую им утку, король – на коне со знаменем, где нарисован значок его масти. Король соколов тоже изображен молодым человеком на коне со своим соколом, сидящим на руке, а старший валет – в образе рыцаря, разговаривающего со своим соколом, младший – в виде самого сокола.


РИСОВАННЫЕ КАРТЫ ИЗ ШТУТГАРТА, 1440 Г.

Знамя и король соколов


Представляется невозможным, чтобы такие карты выпускались в большом количестве методом рисования и раскрашивания по трафарету. В записях артельных книг города Ульма начала XV в. сказано о вывозе в бочках большого объема игральных карт на экспорт. В документе 1441 г. находим обращение делавших игральные карты мастеров города Венеции в сенат с протестом по поводу ввоза таковых, из-за чего их «ремесло становится никому не нужным». В качестве альтернативного и более скорого для наших работящих немецких картенмахеров способа само собой на ум приходит печатание игральных карт с помощью деревянных клише.


РИСОВАННЫЕ КАРТЫ ИЗ ШТУТГАРТА, 1440 Г.

Двойка и дама оленей


По мнению немецких чиновников, первыми изготовлением ксилографов занялись картенмахеры; монахи, наблюдавшие широкое распространение игральных карт, взяли на вооружение тот же самый размер с формой и напечатали изображения любимых и почитаемых «маленьких святых», а также сакральных символов, которые встречаются среди древнейших оттисков, дошедших до наших дней. Быть может, именно поэтому имен граверов по дереву нет в городских архивах вплоть до середины XV в., зато о мастерах по изготовлению карт можно там много прочитать даже за 30 лет до этого.

Говорят, что немцы научились печатанию с деревянных клише (ксилографии) у купцов, прибывших из Китая в Россию через Аравию и Красное море. Китайская техника похожа на ту, что использовали немецкие граверы по дереву. Марко Поло в «Шамбале» описал процесс изготовления бумажных денег, «одна часть которых стоила не больше пенса, другая часть тянула на венецианский серебряный гроат». Он рассказывал, как «высшее должностное лицо великого хана наносил на вверенную ему печать киноварь и прикладывал ее к купюре и изображение этой печати, окрашенной киноварью, оставалось на деньгах».

Среди древних немецких карт большого художественного достоинства, сохранившихся до наших дней, следует назвать серию под названием Cartes a Ensignees Animees, которую описали Барч и Пассаван. Они оба считали, что эти карты сделаны в 1466 г. мастером по изготовлению игральных карт и мастером, нанесшим на свой товар монограмму E. S. Таких карт существовало несколько колод. И тут сомневаться не приходится, так как они значительно отличаются по размеру и по форме. В одной серии масти обозначены медведями, львами, оленями, птицами и цветами с листьями. Причем листья напоминают по форме изображения фавнов. В разрозненном виде встречаются серии масти лягушек, псов, кроликов, леопардов, драконов и прочих вымышленных чудовищ.

Страница 32